Департамент земельного кадастра и технического обследования

Принципы формирования и содержание

Нельзя недооценивать важность формирования ГКН, который обеспечивает гарантии прав собственности, позволяет установить надежные границы с учетом потребностей регионов и при этом гарантирует защиту окружающей среды, обеспечивает экономическое развитие территорий. Сбором сведений для внесения в ГКН занимаются, как правило, специалисты органов кадастрового учета. Однако, во избежание конфликтных моментов и спорных ситуаций в отдельных случаях допускается привлечение независимых специалистов, имеющих соответствующие лицензии и разрешения (так, например, собственник вправе привлечь независимого оценщика и оспорить кадастровую стоимость недвижимости)

Однако, во избежание конфликтных моментов и спорных ситуаций в отдельных случаях допускается привлечение независимых специалистов, имеющих соответствующие лицензии и разрешения (так, например, собственник вправе привлечь независимого оценщика и оспорить кадастровую стоимость недвижимости)

Сбором сведений для внесения в ГКН занимаются, как правило, специалисты органов кадастрового учета. Однако, во избежание конфликтных моментов и спорных ситуаций в отдельных случаях допускается привлечение независимых специалистов, имеющих соответствующие лицензии и разрешения (так, например, собственник вправе привлечь независимого оценщика и оспорить кадастровую стоимость недвижимости).

В ч.1 ст. 7 Закона о кадастре определены характеристики объектов кадастрового учета, которые вносят в реестр: вид недвижимого объекта, его кадастровый номер, адрес и расположение, границы и площадь.

В Законе также имеется перечень дополнительных сведений о недвижимых объектах, внесение в реестр которых определено конкретной ситуацией, например:

  • учетные номера, которые ранее были присвоены объекту (инвентарный, кадастровый и т. п.);
  • информация об обременениях прав;
  • категория земель;
  • кадастровый номер исходного объекта, из которого был образован новый недвижимый объект путем раздела, выдела или реструктуризации и т. д.

Отдельно стоит упомянуть о кадастровой стоимости объекта – эта информация служит основой для расчета налога на имущество.

С полным перечнем можно ознакомиться в ч.2 ст.7 №221-ФЗ.

Непрерывно поддерживать данные в актуальном состоянии и обеспечивать общедоступность данных на всей территории страны позволяет принцип ведения государственного кадастра, основанный на единстве применяемых технологий.

ГКН формируется в единую государственную систему, действующую по единым стандартам и в едином правовом пространстве.

Сведения о вновь образованных объектах также подлежат кадастровому учету. Согласно ч. 9 ст. 4 и ч. 4 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ такого рода информация носит временный характер, который утрачивается при регистрации прав на объект, сведения об образованных объектах не являются кадастровыми.

Сведения подлежат аннулированию и исключению из кадастра в случае, если права на недвижимый объект не были зарегистрированы в течение одного года или двух лет (для земельных участков).

Подотчетность Росреестра

Рассматриваемое ведомство подотчетно Министерству экономики России. До этого оно подчинялось Министерству юстиции РФ. В своей деятельности орган руководствуется Конституцией России, федеральными источниками права, международными соглашениями, ведомственными актами Минэкономразвития.

Регистрация в Росреестре различных объектов и правоотношений осуществляется через федеральный офис и территориальные структуры. В ряде случаев к работе ведомства подключаются различные подведомственные организации. При необходимости регистрация в Росреестре осуществляется при взаимодействии разных структур власти по вопросам, входящим в сферу их компетенции. Кроме того, деятельность ведомства может быть связана с коммуникациями с муниципальными органами власти, общественными структурами и иными хозяйствующими субъектами.

Нарушения требований земельного законодательства

В данном разделе статьи мы рассмотрим некоторые виды нарушений требований земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости – без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке. Самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по размещению на нем строений, огораживании, принятии иных мер для воспрепятствования доступу на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п. При использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю виновное лицо имеет либо имело некие правоудостоверяющие или правоустанавливающие документы, которые не соответствуют требованиям законодательства РФ. В силу ст. 7.1 КоАП РФ указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб., а на юридических лиц от 10 000 до 20 000 руб.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом; невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Правонарушение выражается в совершении действий по использованию земельных участков не в соответствии с их целевым назначением или разрешенным использованием либо бездействии – неиспользовании земельного участка в течение определенного законом срока.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и пр. отходов производства и потребления или иных опасных веществ. Напомним, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”). К указанным нарушениям, в частности, можно отнести:

  • сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Порча земель. Требования к проведению работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, установлены Приказом Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 “Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы”. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб., а на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ).

А.Павелин

Эксперт журнала

“Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной

деятельности государственных

(муниципальных) учреждений”

Должностные обязанности

2.1. На начальника отдела землеустройства и земельного кадастра возлагаются следующие обязанности:

2.1.1. Контроль изготавливаемой землеустроительной (кадастровой) документации на соответствие требований действующего законодательства.

2.1.2. Анализ особенностей и проблем оборота земель назначения.

2.1.3. Осуществление контроля зонирования территории по экологическим параметрам для целей землеустройства.

2.1.4. Участие в заседаниях наблюдательных советов особых экономических зон.

2.1.5. Осуществление контроля подготовки проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования земельных правоотношений.

2.1.6. Участие в производственных совещаниях.

2.1.7. Руководство отделом специалистов в количестве человек.

2.1.8. Контроль качества и своевременности выполнения работ подчиненных.

2.1.9. Регулирование вопросов комплектования отдела (как кадровые вопросы, так и вопросы оборудования).

2.1.10. Организация обучения и повышения квалификации подчиненных.

2.1.11. .

Порядок проведения

Порядок реализации контроля осуществляется через такие мероприятия:

  • регулярные осмотры земельных наделов;
  • посещение предприятий, которым выделены земельные участки;
  • при обнаружении нарушений правил эксплуатации во время очередного визита на земельные участки предпринимателей должностные лица контролирующих органов выдают предписания по устранению конкретных нарушений и обеспечению охраны земель, которые обязательны для исполнения всеми категориями предпринимателей;
  • при правонарушениях формируют протоколы, чтобы передать сведения об этом факте для рассмотрения комиссией, результатом этих процедур станет привлечение виновных лиц к конкретной мере ответственности;
  • назначают штрафные санкции.

Предприниматели, уличенные в нарушениях земельного законодательства, не имеют права препятствовать представителям надзорных органов в проведении проверки. При попытках физического воздействия или психологического давления на контролирующих должностных лиц к виновникам могут быть применены дополнительные формы наказания. Пользователи земельных наделов обязаны во время проведения проверки обеспечить свое присутствие на участке или делегировать для представления интересов компании одного из сотрудников.

ВАЖНО! При несогласии с действиями или выводами должностных лиц государственных органов контроля предприниматели могут подать письменную жалобу в вышестоящий орган или обратиться в судебную инстанцию

Где и как оказываются услуги кадастровой палаты?

Большое число отделений кадастровой палаты даёт возможность населению получить необходимую услугу в своём регионе или городе. Сегодня для взаимодействия с кадастровой палатой существуют специальные структуры и информационные порталы.

Получить услугу кадастрового характера граждане могут следующими способами:

  1. Посещение ближайшего отделения Кадастровой палаты или Росреестра. Для этого граждане имеют возможность осуществления предварительной записи на приём.
  2. Посещение отдаления МФЦ. Центр оказывает основные услуги Росреестра, выступая в этой схеме лишь посредником.
  3. Почтовое отправление. Необходимые для получения услуги документы можно направлять почтовым отправлением в головной офис или ближайшее отделение.
  4. Выездное обслуживание. За определенную плату сотрудники палаты могут лично приехать по адресу клиента. К инвалидам двух первых групп и ветеранам сотрудники кадастра выезжают совершенно бесплатно.
  5. Электронное взаимодействие. Направить документы и получить услугу граждане могут удаленно через сайт Росреестра — https://rosreestr.ru/site/ или Госуслуги — https://www.gosuslugi.ru/category/property.

Проще и удобней получать услуги удаленно без посещения отделения палаты. Однако, в таких случаях граждане могут получить на руки только копии документов без оригинальных печатей и подписей, что часто является недостаточным для совершения сделки с недвижимостью.

Запись на приём

Каждый гражданин имеет право записаться на личный приём в Кадастровую палату по интересующим его вопросам. Приём проводится директором или заместителем учреждения в соответствии в ранее утверждённым графиком приема населения.

Как записаться на приём в кадастровую палату через Интернет? Для этого нужно придерживаться определенного алгоритма действий:

  • войти на главную страницу Росреестра — https://rosreestr.ru/site/;
  • найти внизу страницы пункт «Электронные услуги и сервисы»;
  • выбрать пункт «Офисы и приемные. Предварительная запись на приём»;
  • выберите услугу и удобное для Вас время посещения и место;
  • укажите свои личные данные и нажмите кнопку «Получить талон».

Чтобы иметь такую возможность удаленной записи, нужно быть авторизованным пользователем сайта Росреестра. Продолжительность личного приема по одному вопросу в Кадастровой палаты составляет не более 30 минут.

По личным вопросам на приём можно записаться письменно или устно по телефону. Причём по одному вопросу сразу может записаться не более 3 человек. В ходе личного обращения гражданин может оставить письменное заявление по интересующей его проблеме, узнать, как заказать межевание земельного участка в кадастровой палате, как поставить на учёт объект недвижимости и выяснить иные вопросы.

Нужно заранее подготовить свидетельство о праве собственности на землю, паспорт правообладателя и его копию, доверенность на представителя, если документы будут подаваться доверенным лицом.

Кадастровые инженеры должны будут выдать межевое дело на участок в двух экземплярах, первый из которых будет храниться у собственника, а последний — передан в Кадастровую палату.

Для получения кадастрового паспорта земельного участка нужно представить в Кадастровую палату межевое дело.

Срок оформления паспорта после сдачи документов составляет от 1 до 2 месяцев. После этого гражданин сможет зарегистрировать право собственности на земельный участок. Срок предоставления услуги не должен превышать 10 календарных дней.

Кадастровая палаты является подведомственным Росреестру бюджетным учреждением, занимающимся учетом объектов недвижимости с помощью ведения единой кадастровой базы объектов.

Кадастровая палата непосредственно взаимодействует по многим вопросам с населением, оказывает ему безвозмездные и возмездные услуги по постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, снятии их с учёта, выдаче необходимых документов и выписок.

Современная кадастровая документация

Состав документов Государственного земельного кадастра определен в третьей главе Федерального закона «О Государственном земельном кадастре» от 2 янв. 2000 г. № 28-ФЗ. Сведения об объектах учета ГЗК ведутся на основе унифицированных форм документов. Эти документы делятся на основные, вспомогательные и производные. В число основных документов, определяющих суть земельного кадастра, входят: – кадастровые дела; – кадастровые дела территориального зонирования; – дежурные кадастровые планы; – регистры объектов учета. К вспомогательным документам, обеспечивающим технологически правильное ведение основных документов, относятся: – книга учета документов; – книги учета выданных сведений. К числу производных документов, оформляющихся в процессе выдачи или обобщения сведений из основных документов, относятся выписки установленной формы и статистические отчеты.

Процессы образования и манипуляции с земельными участками, территориальными зонами оформляются документально в виде набора документов, образующих кадастровые дела. В одном деле могут храниться документы по нескольким участкам, документы по одному участку могут храниться в разных делах.

Кадастровое дело земельного участка содержит оригиналы или заверенные копии документов, на основании которых определяются характеристики земельного участка (земельных участков) как такового или его частей (подучастков). При изменении (мутации) земельного участка, приводящем к аннулированию (погашению) кадастрового номера земельного участка, кадастровое дело закрывается и переводится в архивное состояние. Каждое кадастровое дело имеет уникальный номер, являющийся композицией номера кадастрового округа и порядкового номера дела в этом округе. Кадастровое дело консолидированного земельного участка содержит ссылки на кадастровые дела участков, участвующих в консолидации. Кадастровое дело участка, образованного в процессе декомпозиции, должно содержать ссылку на кадастровое дело декомпозируемого участка. Кадастровое дело территориального зонирования содержит оригинальные или заверенные копии документов, на основе которых осуществляется то или иное территориальное зонирование. Кадастровое дело консолидированной территориальной зоны, образованной в процессе декомпозиции, должно содержать ссылку на кадастровое дело декомпозируемой зоны.

Оперативные регистры объектов недвижимости систематизируются в виде картотеки, их группируют по опорным кадастровым зонам, земельным участкам и первичным объектам недвижимости. Раздел регистра по одному объекту представляет собой совокупность заполненных должным образом форм государственного учета (единого для всей Российской Федерации), а также дополнительных учетных форм, введенных для определенных кадастровых бюро решениями местных органов власти. Книга учета документов и выдачи сведений является технологическим документом, предназначеным для обеспечения ведения основных документов. Их форматы и содержание определяются применяемыми технологиями ведения земельного кадастра.

Актуальные документы в совокупности образуют оперативный архив, неактуальные – архив долговременного хранения. Введение единых форм и содержания кадастровой документации является одним из важнейших условий для автоматизации ведения кадастра объектов недвижимости. Автоматизированная система ведения Государственного земельного кадастра (АС ГЗК) создается по решению Правительства Российской Федерации с целью комплексной автоматизации процессов ведения Государственного земельного кадастра и управления земельными ресурсами России на основе современной компьютерной техники, информационных технологий, методов и средств сбора и обработки данных. К основным документам, регламентирующим создание и функционирование АС ГЗК, относятся: – Федеральный закон “О Государственном земельном кадастре” от 02.01.2000 №28-ФЗ; – Федеральная целевая программа “Создание автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра”, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 № 932; – Федеральная целевая программа “Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы”, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.99 № 694; – постановления Правительства Российской Федерации; – приказы и распоряжения Госкомзема России по вопросам создания АС ГЗК; – постановления глав администраций и решения правительств субъектов Российской Федерации, решения органов местного самоуправления о проведении работ по созданию АС ГЗК и их финансированию.

Особенности общественного надзора

В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.

На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.

Суть и функции общественного контроля

Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.

Такой надзор выполняет следующие функции:

  • информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
  • предупредительную. Предотвращает правонарушения;
  • карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъекты общественного надзора

Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.

Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.

Особенности процедуры

Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.

В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.

Результаты надзора

В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.

Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.

Кадастровая палата: ключевые особенности

Что такое кадастровая палата, можно узнать, обратившись к положениям Земельного кодекса страны. Кадастр – это свод данных, в котором фиксируется вся информация об объектах недвижимости.

Сбор такой информации обоснован необходимостью осуществления контроля за налогообложением, за изменением собственников недвижимости, для аккумулирования актуальных кадастровых сведений.

Не одно и тоже: Росреестр и Кадастровая палата. Кадастровая палата является подведомственным Росреестру учреждением. Это его выделенная структура, имеющая свои функции и полномочия.

Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии имеет 81 филиал и 2 колл-центра в регионах России.

Большое число филиалов значительно облегчает процедуру взаимодействия населения с палатой и сокращает сроки предоставления услуг.

Деятельность кадастровой палаты

Суть работы кадастровой палаты заключается в учете всей недвижимости: земли, оконченных или незавершённых объектов строительства с целью правильного налогообложения.

Занимается учреждение кадастровой оценкой и проведением учета недвижимости: зданий, сооружений, строений, помещений, земельных наделов и всего остального, что по признакам причисляется к недвижимым объектам.

К основным видам деятельности кадастровой палаты можно отнести:

  1. Учёт объектов недвижимости и предоставление сведений, входящих в государственный кадастр.
  2. Формирование, систематизация и хранение документации, относящейся к Государственному кадастру недвижимости.
  3. Приём и выдача документов для регистрации права собственности на недвижимость или сделки с ней.
  4. Управление единым государственным реестром объектов капитального строительства.
  5. Разделение всех земельных территорий на кадастровые элементы.

Осуществляя виды основной деятельности, кадастровая палата непосредственно взаимодействует с населением через специально организованные структуры. При этом кадастр обеспечивает конфиденциальность предоставляемых данных и сохранность государственной тайны.

Помимо основных видов деятельности стоит отметить вспомогательные услуги, которые также предоставляет кадастровая палата.

К ним относятся, в частности:

  1. Осуществление социальных опросов для выяснения мнения населения относительно работы кадастровой палаты.
  2. Информационные услуги населению.
  3. Предоставление в краткосрочное пользование или долгосрочную аренду недвижимости.

Функции и полномочия кадастра

Главное назначение Кадастровой палаты заключается в повышении эффективности использования земельных ресурсов и объектов недвижимости.

Создана палата была для облегчения работы Росреестра, который помимо кадастровых вопросов занимается государственной регистрацией объектов недвижимости и картографии.

Основные функции кадастровой палаты:

  • принятие у населения документов для постановки или снятия с учета объекта недвижимости, проверка правильности их оформления и полную комплектность;
  • постановка и снятие с учета объектов недвижимости;
  • внесение изменений в базу данных уже состоящих на кадастровом учете объектов;
  • предоставление по заявлению заинтересованных лиц выписок из государственного кадастра;
  • межевание земельных участков;
  • направление официальных запросов в органы власти, специальные учреждения;
  • приостановление процедуры осуществления кадастрового учета;
  • проведение консультационной и разъясняющей деятельности среди населения.

Некоторые из предоставляемых населению услуг Кадастровая палата оказывает возмездно по утверждённым на государственном уровне тарифам.

Все остальные услуги кадастр оказывает платно. К ним, в частности, относятся: получение данных из ЕГРН и сделок с недвижимостью, получение иных данных кадастрового учета.

Как правило, постановка на учет земельного участка или иного объекта недвижимости предполагает оформление кадастровой палатой следующих видов документов:

  • кадастровый план;
  • кадастровый паспорт;
  • кадастровая выписка;
  • межевой план.

Без этих документов часто невозможно совершать некоторые сделки с объектом недвижимости. Граждане, планируя продажу квартиры или дома, обязаны предварительно запрашивать копии этих документов или выписки из них.

Новые функции кадастровой палаты, оказываемые населению с 2023 года, можно узнать на официальном сайте Росреестра — https://rosreestr.ru/site/.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий