Расчет времени заряда аккумуляторной батареи

Методика зарядки батареи

Правильная зарядка аккумулятора автомобиля предполагает подачу тока недостающего батареи до заполнения 100%  её ёмкости. Для устройств, не поддерживающих автоматический режим несложно провести самостоятельную настройку параметров тока. Такие действия потребуют периодического контроля и некоторой корректировки характеристик зарядного устройства. Чтобы понять, как заряжать автомобильный аккумулятор, следует рассмотреть способы зарядки, которые могут быть:

  • На основе постоянного тока;
  • На основе постоянного напряжения.

При зарядке постоянным током следует задать силу тока, равную 10% от её ёмкости. Следовательно, для акб с ёмкостью  80А/ч потребуется сила тока в 8 ампер. Эти показатели необходимо выдерживать на протяжении всего цикла восстановления, что потребует периодической проверки и корректировки напряжения зарядки. Для обслуживаемых моделей признаком завершения первого этапа зарядки будет газообразование, а показатель тока гелевых акб должен достигнуть 14 вольт. Далее следует вдвое снизить силу тока и продолжить зарядку пока напряжение не поднимется до 15 вольт. После чего сила тока опять снижается вдвое.

Если ток зарядки автомобильного аккумулятора имеет постоянное значение, то придётся определить, сколько времени необходимо для завершения таких процедур. Следует учесть, что чем меньше будет ток, тем лучше восполнится батарея. Чтобы рассчитать зарядку аккумулятора необходимо знать его ёмкость. Производители источников питания рекомендуют устанавливать силу тока в размере 0,1 от ёмкости акб. Следовательно, батарея 80А/ч будет заряжаться током в 8 ампер, а продолжительность зарядки составит стандартные 15 часов.

Правила обслуживания аккумулятора

Основным предназначением аккумулятора в транспортном средстве является запуск автомобильного двигателя. Помимо этого, аккумуляторная батарея становится аварийным источником питания, если из строя выходит генератор. Существуют требования к эксплуатации и обслуживанию аккумуляторов, которые должен знать каждый владелец машины.

Рекомендуется не снимать аккумулятор с автомобилей, у которых двигатель включен. Это в некоторых случаях может повредить целостность генератора. Перед тем как снять АКБ, параллельно ей нужно включить лампу накаливания на 12 В. В этом случае цепь не разомкнется и генератор не сработает сам на себя. Большая часть аккумуляторов, которые выпускаются в настоящее время, являются кислотно-свинцовым, применяется в них вариант двойной сульфации.

Подобная технология существует с 1858 года, применяется в первозданном виде и сегодня. Правда, в последнее время выпускаются в большей степени аккумуляторы для автомобилей, имеющие иммобилизованный электролит. Они способны работать во всех пространственных положениях. Состоит аккумулятор из контейнера, в котором есть шесть раздельных секций. В каждой секции происходит самостоятельная выработка энергии, а так как есть пластины, идет процесс электролиза. Масса аккумуляторной батареи составляет 16-17 килограммов, в нее включены: электролит, свинцовые пластины, а также дополнительные соединения.

Как работает аккумулятор? Принцип его работы весьма прост. На аноде есть оксид свинца темно-коричневого цвета. На катоде — губчатый серый свинец, внутри — раствор серной кислоты (электролит). В ходе химической реакции происходит образование сульфата цинка, выделение энергии. Для того чтобы обслуживать аккумулятор, особых действий предпринимать не нужно.

Существует четыре основных варианта аккумуляторных батарей, а именно:

  • обслуживаемые;
  • необслуживаемые;
  • гибридные;
  • малообслуживаемые.

Поговорим обо всех разновидностях чуть подробнее, так как все они в некоторой степени используются в быту и в технике.

  1. Обслуживаемые аккумуляторы производят в небольшом количестве, чаще они встречаются в узкоспециализированных отраслях. Они имеют высокую стоимость, неустойчивы к перепадам температур. То есть при низких температурах они могут самопроизвольно разряжаться.
  2. Малообслуживаемые аккумуляторы распространены широко, цена их варьируется в большом диапазоне, они надежны и прочны.
  3. Необслуживаемые аккумуляторы подходят тем, кто не хочет тратить усилий для ухода за аккумулятором.
  4. Гибридные аккумуляторы имеют большую цену, встречаются редко. Зарядку аккумуляторов лучше доверить профессионалам.

Для того чтобы процесс зарядки аккумуляторной батареи был безопасным, желательно проводить подобные мероприятия вне жилого помещения. Дело в том, что при зарядке выделяются пары водорода, которые могут воспламениться. Поэтому категорически запрещена зарядка АКБ вблизи открытых источников огня.

Как зарядить батарейки в домашних условиях

Емкость аккумуляторной батареи

Чтобы аккумулятор проработал как можно дольше, покупая его следует обращать внимание на емкость. Чем она больше, тем дольше будет функционировать элемент

Для обозначения этого показателя производители используют буквы mAh. Аккумуляторная батарея (АКБ) стоит дороже обычных из-за возможности многократной зарядки. Простые батарейки не приспособлены для подзарядки, однако на этот случай в народе было изобретено несколько путей решения проблемы. Если нужно зарядить элементы питания, делают следующее. Берут зарядное устройство, рассчитанное на 4 аккумулятора. Алкалиновые элементы, это те которые нужно подзарядить, вставляют слева направо. Их помещают в первые три отсека. Аккумулятор ставят в четвертое гнездо, что находится справа. Длительность зарядки составляет 5-10 минут. После этого батарейки вынимают. Они снова будут работать, но это не продлится долго. Этот способ считается относительно безопасным, но его нельзя назвать эффективным.

Химические реакции внутри батареек не повернуть вспять. Можно лишь слегка воздействовать на электролит, извлечь из него несколько процентов мощности. Тогда батарейку берут плоскогубцами или же стучат ею о твердый предмет. Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредит корпус. аккуратно. Если нанести сильный удар или сжать — электролит вытечет и батарейка не будет функционировать. Нагревать батареи запрещено, это приводит к взрыву. Использование батареек на морозе так же укорачивает срок их эксплуатации. Если есть желание продлить срок эксплуатации элементов, не нужно использовать их на морозе. При отрицательной температуре заряд теряется быстро. Гальванические элементы разряжаются, если ими не пользоваться длительное время, поэтому о сроке хранения стоит узнавать при покупке. Элементы питания будут служить меньше, если в бытовой прибор одновременно вставить старые и новые батареи или совмещать разные типы устройств.

Время зарядки АКБ

Любой специалист скажет, что быстрая зарядка на 15-20 минут — это всегда полезнее для автомобильного аккумулятора, чем если пропускать через устройство сотни ампер. Также необходимо учитывать, что устройство нуждается в качественном источнике напряжения, поэтому желательно, чтобы розетка была примерно на 4 кВт. Такой показатель является средним, если учитывать коэффициент полезного действия ЗУ и не особо высокую силу тока. По факту такой показатель может быть намного большим, особенно если речь идет о качественном ЗУ на 55 или 60 ач.

Для простого легкового автомобиля понадобится около 150-300 ампер, это примерно 2000-3600 Вт, если напряжение составит 12 вольт. Коэффициент полезного действия ЗУ составит около 0.6, в результате вы получите те самые 4 кВт. Необходимо учитывать, что такое напряжение сможет выдержать не каждая сеть в квартире — иногда при подключении ЗУ на 55 или 60 ач просто выбивает пробки. Если вы не знаете, сколько времени нужно заряжать батарею, то для правильной покупки ЗЕ следует опираться на несколько параметров. Основной из них — устройство будет зарядным или пускозарядным (автор видео о том, как необходимо правильно заряжать АКБ — Banner-akb).

https://youtube.com/watch?v=JslLQ3C1DQQ

Если вы покупаете пускозарядное ЗУ на 55 или 60 ач, то вам необходимо узнать, какой пусковой ток в вашем транспортном средстве необходим для запуска мотора. Устройство выбирается в соответствии с этим показателем, можно приобрести ЗУ с запасом. В таких вопросах лучше не экономить, а приобрести более дорогое устройство на 60 ач, особенно это актуально для автовладельцев, которые часто меняют машины. Тем более, что пускозарядные девайсы служат значительно больше, чем сами батареи.

В том случае, если вам не нужна функция пускового режима, то покупайте обычно ЗУ. Время зарядки агрегата зависит от мощности. Как сказано ранее, батарею на 60 ач достаточно заряжать 8-10 часов. Работать аккумулятору на пределе также нельзя давать, покупайте ЗУ с запасом — примерно на 15-20 А. Если же у вас несколько автомобилей или еще есть, к примеру, мопед, то можно приобрести ЗУ с функцией переключения напряжения на 12-24 В. Некоторые гаражные «специалисты» рекомендуют заряжать аккумулятор целые сутки — ни в коем случае этого делать нельзя, поскольку батарея быстро отработает свой ресурс.

В большинстве случаев ЗУ нужно питать от обычной квартирной розетки, что касается пусковых девайсов, то они могут быть оборудованы встроенными батареями. Следует отметить, что подобные ЗУ зачастую нуждаются в ручной настройке во время заряда. При необходимости всегда можно приобрести автоматические ЗУ, которые сами корректируют как силу тока, так и показатель напряжения. Согласитесь, это может во многом облегчить процесс зарядки в целом.

Кстати, автоматической функцией могут быть оснащены не только пускозарядные, но и обычные зарядные ЗУ. Если вы будете соблюдать правила по выбору девайса, то ваша АКБ прослужит вам не один год, а отработает весь ресурс эксплуатации.

Чтобы не допустить полного разряда аккумулятора, необходимо внимательно следить за работой всех электрических узлов в транспортном средстве. Если у вас есть даже небольшие подозрения на то, что АКБ работает не на всю мощность, то необходимо произвести диагностику устройства. Наличие электролита можно проверить во всех обслуживаемых батареях — если вода в колбах отсутствует, то необходимо просто добавить дистиллированной воды, но не до предела. Также проверить батарею можно за символическую цену в аккумуляторных магазинах

Если вы заметили, что по утрам стартер начал крутить с трудом, то важно не допустить полного разряда батареи и попытаться как можно быстрее решить эту проблему

Периодически осуществляется подзарядку устройства и можете быть уверены — вы никогда не столкнетесь с такой проблемой, если подойдете к вопросу ее решения с умом. В любом случае, при длительном использовании в режиме слабого заряда аккумулятор будет терять свою емкость. В результате периодической подзарядки вы сможете раскачать АКБ, при этом полностью задействовав электролиты в работу.

Как установить степень заряженности аккумуляторной батареи


Определение заряженности АКБ Чтобы определить, насколько заряжен аккумулятор, учитывают его напряжение. Проверить эту характеристику можно двумя способами:

  • Проводят обычное измерение электрического напряжения на контактных клеммах батареи. Для этого пользуются цифровым вольтметром. Этот прибор позволит показать точное значение уровня напряженности АКБ до десятых и даже сотых долей вольта. Для измерения разрядный и зарядный ток должен отсутствовать в течение 4-5 часов, чтобы напряжение пришло в нормальное стабильное состояние. Должен быть показатель от 12,5 до 12,9 вольт. Полезно используют специальные зарядные устройства с микропроцессором и памятью. Они позволяют более точно определить уровень заряженности. Такие приборы способны отследить разряд и заряд АКБ за несколько циклов.
  • Определяют плотность электролита, и по этому параметру выявляют степень заряженности батареи. Но этот вариант подходит только для устройств с жидким электролитом.

Дополнительные советы

В зависимости от устройства аккумулятора они могут заряжаться разное количество времени:

Кислотная батарея, сделанная из свинца и использующаяся в автомобиле, заряжается током в 0,1 от номинального значения. Время составляет десять часов. Если емкость составляет 50 А/ч, то необходим ток 5 А. Состояние свинцовых пластин от полного заряда не испортится.


Свинцово-кислотный аккумулятор

Другой вид – никель-кадмиевые батареи. Типы – пальчиковые и мизинчиковые. Для процедуры зарядки используются зарядные устройства, на которых указывается необходимое значение тока. Чтобы определить время воспользуйтесь методом расчета, который был описан выше.


Никель-кадмиевые аккумуляторы

Полимерные аккумуляторы, сделанные из лития. Заряжается батарея при помощи импульсивных токов. Контроль заряда проводится с использованием процессора зарядника. Время зависит от тока. Диапазон времени составляет 30-60 минут.


Литиевые полимерные аккумуляторы

Первые два вида батареек необходимо заряжать полностью. А вот последний вид заряжать не нужно, полный заряд – это убийство для них.

Зарядка источника питания

Для зарядки акб лучше выделить 30 минут работы двигателя автомобиля на холостом ходу, чем подключать зарядное устройство и подавать несколько сотен ампер на прибор. Для корректной работы прибора также требуется качественная розетка, обеспечивающая высокое кпд устройства.

Для зарядки стандартной батареи потребуется сила тока в 150 – 300 ампер и напряжение в 12 вольт. Эти показатели сможет выдержать не каждая электрическая сеть, могут начать вылетать предохранители счетчика.

Стоит также определиться с выбором устройства для зарядки, оно может быть обычным (зарядным) и пускозарядным. Второе значительно дороже, но несет в себе более обширный функционал. Сколько нужно заряжать источник питания дома?

Рассчитать время зарядки аккумулятора в домашних условиях не составит труда, однако следует помнить о мерах предосторожности:

  • Помещение должно хорошо проветриваться.
  • Время зарядки в среднем занимает 10 – 15 часов.
  • Перед началом процесса следует отключить все бытовые электрические приборы.
  • Кипящий электролит может спровоцировать пожар, поэтому все легковоспламеняющиеся предметы лучше убрать на время проведения процедуры.

При надлежащем проведении процесса зарядки его своевременности позволит автовладельцу забыть о том, как восстановить аккумулятор в случае его частой разрядки. Данная процедура позволит значительно увеличить продолжительность эксплуатации вашего источника питания, и он прослужит все 5 лет, а может и значительно больше.

Проверка заряда АКБ

Оценка уровня заряда аккумулятора может помочь в спорных ситуациях и определить необходимость проведения полного цикла зарядки. Стационарное измерение напряжения следует проводить не менее чем через 6 часов после отсоединения батареи от системы автомобиля или пуско-зарядного устройства. Существует несколько методов для определения таких показателей, имеющих некоторую погрешность в точности.

  • Снятие показателей напряжения на выходах акб предоставляет относительную оценку состояния батареи. Для получения таких данных можно воспользоваться мультиметром и сравнить показатели напряжения с соответствующей им ёмкостью;
    Соотношение напряжения к остаточному заряду
    Напряжение на клеммах аккумулятора (B)12,812,612,212,0< 11,8
    Уровень заряда аккумулятора (%)100755025Разрядка
  • Измерение напряжения под нагрузкой не требует длительного отстоя аккумулятора. Для таких изысканий используют вольтметр и нагрузочные вилки с подключенным сопротивлением в 0,018-0,020 Ом. После подключения устройства к клемам акб выдерживается пауза в 5 секунд, и снимаются показания. Данные, полученные с помощью вольтметра и нагрузочной вилки необходимо сравнить с таблицей, позволяющей определить состояние батареи;
    Соотношение напряжения к остаточному заряду
    Напряжение на клеммах аккумулятора (B)10,59,99,38,7< 8,18
    Уровень заряда аккумулятора (%)100755025Разрядка
  • Для обслуживаемых аккумуляторов проверку можно выполнить с помощью замера плотности электролита. Для таких целей используется ареометр, который легко приобрести на авторынке или в магазине. Проведённые замеры, следует сопоставить с таблицей, которая покажет степень заряда батареи;
  • Получение данных состояния батареи во время запуска двигателя. Такая методика требует исправного стартера и заключается в измерении напряжения во время пуска силовой установки. При условии, что автомобиль оснащён исправным стартером, напряжение не должно быть ниже 9,5 вольт. Меньшие показатели будут свидетельствовать о необходимости зарядки или неисправности стартера;
  • Без снятия батареи можно выполнить замеры путём создания нагрузки с помощью включения габаритов и дальнего света. Учитывая, что лампы автомобиля имеют мощность в 50 Вт нагрузка должна составлять 10 ампер. При таком условии напряжение заряженного аккумулятора должно быть на уровне 11.2 вольт, а более низкие показатели свидетельствуют о необходимости провести дозарядку устройства.

Некоторые модели имеют встроенный гидрометрический индикатор зарядки аккумулятора, позволяющий без использования специальных устройств определить состояние акб. Зелёный глазок такого прибора свидетельствует о зарядке не менее 60%, а чёрный индикатор сигнализирует о небольшом запасе энергии, и зарядка аккумулятора автомобиля будет необходима. Кроме показателей степени заряда такой датчик может принять светлый оттенок, что означает недостачу  дистиллированной воды.

Ускоренная зарядка

Современному пользователю важно знать: можно ли аккумулятор заряжать по ускоренной методике, если этого требуют обстоятельства? Специалисты советуют прибегать к этому способу только в исключительных случаях, когда других вариантов найти не удается. При использовании этого типа зарядки так называемые «не обслуживаемые» батареи могут легко выйти из строя

При использовании этого типа зарядки так называемые «не обслуживаемые» батареи могут легко выйти из строя.


Типовой необслуживаемый автомобильный аккумулятор

При рассмотрении этого метода также важно учитывать, что у эксплуатируемых много лет аккумуляторов емкость сильно отличается от номинала. Эта их особенность вынуждает опытных пользователей больше полагаться не на данные расчета по времени, а оценивать его на глаз (чтобы отличить ускоренный режим от обычного)

Специалисты, как правило, судят о возможности использования тех или иных режимов по объему выделяющихся газов и температуре электролита.

Если она поднимается выше 45°С – следует прервать процесс и дать батарее немного остыть. Если при этом наблюдается чрезмерное выделение газов, то ускоренную зарядку следует остановить и понизить величину зарядного тока до приемлемой величины.

Непрерывно регулировать поступающий в банки ток непосредственно в процессе заряда очень сложно (корректировать его величину желательно хотя бы каждые 5 минут). Чтобы при такой корректировке не возникло путаницы – специалисты советуют воспользоваться сводной таблицей, носящей название «зарядной». Она имеет всего три графы, заполняемые следующим образом:

  1. В первую вносится время (t) и данные на этот момент с начала зарядки.
  2. Во второй графе регистрируется значение Q, по которому судят о том, сколько времени осталось до ее окончания.
  3. И, наконец, в третьем столбце записывается значение величины тока (I), используемого при восстановлении АКБ.

Таблица 3. Время зарядки АКБ ускоренным методом

Время заряда t, минЕмкость Q, недостающая до 100% номинального заряда, А*чТок заряда I, А
60,054,0
555,549,9
1051,346,2
1547,442,7
2043,839,4
2540,536,4
3037,533,7
3534,731,2
4032,128,9
4529,726,7
5027,524,7
5525,422,9
6023,521,1
6521,719,5
7020,118,1
7518,616,7
8017,215,5
8515,914,3
9014,713,2
9513,612,2
10012,611,3
10511,710,5
11010,89,7
11510,09,0
1209,28,3
1258,57,6
1307,97,1
1357,36,6
1406,76,0

Время зарядки аккумулятора сколько и как рассчитать

Аккумуляторы предпочтительнее обычных батареек длительным сроком эксплуатации. Привлекательными для потребителя делает их не только время работы, но и возможность повторного применения. Делать это нужно по определенным правилам, строго соблюдая продолжительность зарядки АКБ. Только при таком условии пользоваться устройством можно будет долго. Рассмотрим, как рассчитать время зарядки аккумулятора.

Алгоритм зарядки АКБ

Чтобы батарея после покупки прослужила как можно дольше, нужно строго соблюдать правила их эксплуатации:

Перед использованием новых АКБ нужно «потренировать» их. Тренировка заключается в том, что их надо сначала зарядить до конца, а затем полностью разрядить. Этот процесс называется формовкой. Главная хитрость состоит в его непрерывности. Нельзя вытащить батарею, которую недавно поставили заряжаться, из розетки и включить в другую. Такую процедуру нужно повторить до 4 раз. Правильная формовка увеличивает срок службы и емкость батареек. Это действие особенно актуально для зарядки никель-кадмиевых аккумуляторов.

При дальнейшем использовании батареек заряжать их рекомендуется после того, когда те полностью сели. В противном случае ощутимо уменьшиться их емкость, и прослужат они недолго.

Если в помещении слишком жарко (больше 50°С) или очень холодно (меньше 5°С), заряжать пальчиковые аккумуляторы и другие аналогичные устройства нельзя

Оптимальная температура воздуха для этой процедуры составляет 20-25°С.

Важно не превышать положенное время заряда аккумулятора. Для заряжаемых батарей это приведет к ускоренному выходу из строя. Если же по какой-то причине за положенное время АКБ не восстановилась, то продолжать процесс бессмысленно

Нужно искать причину неполадки. Проблема может быть как с ней самой, так и с зарядным устройством

Если же по какой-то причине за положенное время АКБ не восстановилась, то продолжать процесс бессмысленно. Нужно искать причину неполадки. Проблема может быть как с ней самой, так и с зарядным устройством.

Нужно понимать, что не создали пока вечного аккумулятора. Каждый из них рассчитан на определенный срок эксплуатации. Грамотное использование и соблюдение определенных правил может максимально продлить жизнь устройства.

Сколько длится заряд?

Время зарядки любого аккумулятора можно посчитать самостоятельно.

Его значение находят путем деления емкости батареи на ток ее заряда и умножения полученного значение на определенный коэффициент. Значение этого коэффициента варьирует от 1,2 до 1,6 и зависит от вида АКБ. Обычно в расчет для определения времени заряда аккумулятора принимается усредненный показатель, равный 1,4.

Если к АКБ прилагается инструкция, то в ней точно указано, сколько по времени ей понадобится для восстановления. Когда инструкции нет, то это не помеха.

Можно не задумываться над тем, сколько времени должна продолжаться зарядка АКБ, а приравнять его к 10-12 часам. В качестве альтернативного варианта можно оставить ее на всю ночь, этого будет достаточно в большинстве случаев. Когда батарея зарядится, она станет слегка теплой. После этого ее можно снова использовать.

В инструкции к устройству может отсутствовать информация о том, сколько должна продолжаться зарядка конкретной модели батарейки. Если при этом использование среднего значения кажется пользователю ненадежным, а рассчитывать по специальной формуле нет желания, можно определить необходимый промежуток, рассмотрев специальную таблицу. Найти ее не сложно в интернете или печатных источниках. Значения в таблице составлены с учетом определенных показателей, таких как емкость элемента и его тип, пиковый и максимальный ток. Например, АКБ 2500 мА/ч может зарядиться за 10-12 часов в стандартном режиме. Для таких распространенных батареек как GP емкостью 2700 мА/ч это время увеличится до 26 часов.

Альтернативой таблицам может стать онлайн-калькулятор.

Практически любые рассчитанные сведения, как по таблице, так и в онлайн-калькуляторе, могут немного отличаться от практических (не более чем на 20%). На фактическое значение влияют разные факторы, например, качество батареи, температура воздуха в помещении, где она находится, соблюдения правил форматирования.

Как отличить одноразовую батарейку от аккумулятора

Как называются батарейки, которые можно перезаряжать, мы выяснили. Имя им – аккумуляторы. Но как отличить гальванический элемент от аккумулятора, особенно если и тот и другой выполнены в одном форм-факторе? Сделать это несложно.

По напряжению

Ни один аккумулятор не выдает ровно 1.5 В. Может быть 1.2, 1.6, 3.2, 3.7 В, но никогда не 1.5 (см. раздел «Выходное напряжение»). Если на корпусе элемента указано напряжение 1.5 В, то это явно не аккумулятор. Но это правило не работает для батарей. Если батарея состоит из нескольких элементов, то ее выходное напряжение может принимать различные значения.

Таким образом, однозначно отличить аккумуляторную батарею от батареи гальванических элементов по напряжению довольно сложно.

По сопроводительным надписям

Практически всегда производитель проставляет на корпусе аккумулятора его электрическую емкость. На одноразовых батарейках таких надписей нет.

Кроме того, на аккумуляторах всегда указывается его тип – состав электролита и материал электродов. На фото ниже слева мы видим никель-металлогидридный аккумулятор, справа – литий-ионный.

Подавляющее большинство аккумуляторов маркируется надписью «Rechargeable» (перезаряжаемый) или подобной. А вот на батарейках может стоять «Not rechargeable» (не перезаряжаемый), а на щелочных еще и присутствовать надпись «Alkaline».


Слева мы видим аккумуляторы, справа – гальванические элементы

По маркировке

Это самый верный способ не спутать гальванический элемент с аккумулятором. Маркировка представляет собой код, состоящий из одной-двух латинских букв и цифр (например, LR23 – пальчиковая щелочная), стоящих за ними. Буквы обозначают тип элемента, цифры – его типоразмер. Достаточно взглянуть на маркировку батарейки, свериться с нижеприведенной таблицей и можно точно выяснить, что у нас в руках.

Таблица маркировки наиболее популярных типов гальванических элементов и аккумуляторов по МЭК

Первый символ (символы) Тип батарейки Цифры после символов Типоразмер
Rсолевая23А
LRщелочная6АА
FRLi-FeS203ААА
HRNi-MH12B
KRNi-Cd14C
ZRNi-Zn20D
CRLi-ion гальванический элемент “монетка”25F
LIPLi-ion аккумулятор “монетка”1N
LD или HDсеребряно-цинковая “таблетка”142501/2AA

Как определить степень зарядки АКБ

Классический способ вычисления состояния аккумулятора – это замер плотности электролита. Но в современных условиях мало кому захочется добираться с ареометром да покрытых раствором серной кислоты электродов необслуживаемой батареи. Гораздо проще замерить напряжение с помощью точного цифрового вольтметра.

Предварительно убедившись, что уровень электролита в норме, то есть банки аккумулятора не потеряли воду. Такое часто встречается при перезарядах, интенсивной эксплуатации и высокой температуре. Кислоту потерять сложно, для этого батарею надо перевернуть, допустив вытекание электролита, а вода легко испаряется при интенсивном выделении газов на поверхности пластин.

Измерять напряжение батареи следует в строго определённых условиях. Информацию даёт ЭДС (электродвижущая сила), а она численно равна напряжению на клеммах только когда АКБ некоторое время не подвергалась заряду или разряду, то есть все химические процессы в активной зоне завершены.

Норме, то есть 100%-й заряженности, соответствует напряжение на шести последовательно подключённых свинцово-кислотных элементах (банках) примерно 12,7 Вольт.

С достаточной точностью можно считать, что падение этого значения на каждые 100 миллиВольт (0,1 В) означает потерю 10% заряда. То есть, например, намеряв 12,0 Вольт не стоит приходить к выводу, что всё нормально, ведь именно 12-вольтовой называется автомобильная сеть. Это достаточно условно, а на самом деле батарея разряжена примерно на 70%.

Естественно, надо использовать заслуживающий доверия и точный, проверенный вольтметр. Иначе, пользуясь ошибочной информацией, можно довести до предсмертного состояния совершенно исправный аккумулятор.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий