Основания возникновения права собственности на землю

Передача по наследству

Основанием возникновения права собственности на земельный участок выступает свидетельство о наследстве. Земля может переходить другим лицам на основании данных, прописанных в завещании, а при его отсутствии предоставляется участок прямым наследникам.

Для получения земли таким способом человек должен принять наследство. В него входят не только ценности, принадлежащие умершему человеку, но и его долги, которые должны погашаться наследником в пределах полученного имущества.

Такая сделка является односторонней, но для ее регистрации приходится пользоваться услугами нотариуса.

Виды земельных участков. Виды собственности на землю

Земельный фонд в РФ по экономическому назначению разделен на семь категорий земель:

1. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой статус на рынке недвижимости и используются:

— для личного подсобного хозяйства;

— для коллективного садоводства и огородничества;

— для опытных и научных станций.

Перевод земель из этой категории в другую осуществляется только по решению субъекта Федерации. Особо ценные земли не подлежат приватизации.

3. Земли промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Имеют особый режим использования.

4. Земли особо охраняемых территорий включают в себя заповедники; зеленые зоны городов, домов отдыха, турбаз; памятники природы, истории и культуры; минеральные воды и лечебные грязи, ботанические сады и др. Данная категория земель предназначена для оздоровления людей, массового отдыха и туризма, а также для историко-культурного воспитания и эстетического наслаждения

. Такие земли охраняются особым законодательством, и вести хозяйственную деятельность на них запрещается.

6. Земли водного фонда.Это земли, занятые водоемами, ледниками, болотами (кроме тундры и лесотундры), гидротехническими сооружениями и полосами отвода при них.

7. Земли запаса служат резервом и выделяются для различных целей.

Основания для возникновения

Собственниками признаются лица, наделенные специальными полномочиями, которые внесены в кадастр. Полномочия устанавливаются в отношении определенного участка земли, который располагается по конкретному адресу и обладает соответствующими характеристиками. Юридические основания получают в процессе:

  • сделки, носящей имущественный характер (к примеру, купля-продажа, дарение и прочее);
  • процедура приватизации;
  • перерегистрация надела с использование законодательно установленной «дачной амнистии»;

  • надел передается в результате наследственных правоотношений;
  • производится выдел участка из целого массива при помощи процедуры межевания (производится на землях, имеющих сельскохозяйственное назначение);
  • надел выкупается у муниципалитета по стоимости, прописанной в кадастре;
  • права владения на участок признаются посредством судебного заседания.

В гражданском и земельном законодательстве регламентируется процедура регистрации прав, которые были получены. Рассматриваемая процедура проводится в местном отделении кадастра и картографии. Лицам выдаются свидетельства, посредством которых подтверждается их право.

Также права собственности на надел могут возникнуть в процессе покупки дома, расположенного на земле. Если земля под домом ранее не была приватизирована – человек имеет возможность обратиться в муниципалитет и приватизировать надел.

Другой комментарий к статье 25 ЗК РФ

Правовое значение комментируемой статьи, несмотря на ее незначительный объем, состоит в том, что она является связующим звеном между основаниями возникновения прав на имущество (в гражданско-правовом смысле) и основаниями возникновения прав на земельные участки (“приземление” указанных гражданско-правовых оснований). Первый и второй пункты комментируемой статьи являются правилами отсылочного характера (к отдельным положениям ЗК РФ и к нормам ГК РФ), тогда как третий пункт – самостоятельная норма материального права.

Пункт 1 ст. 25 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Основания возникновения прав на земельные участки предусмотрены ГК РФ и другими актами гражданского законодательства РФ. Статья 8 ГК РФ содержит перечень общих оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Статьи главы 14 ГК РФ устанавливают основания приобретения права собственности. Кроме того, ГК РФ определяет основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ), права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК РФ), основания установления сервитутов (ст. 274 ГК РФ). Возникновение прав на имущество в результате сделок регламентировано статьями части второй ГК РФ, а в результате правопреемства при наследовании – части третьей ГК РФ.

В настоящее время существенную роль в возникновении прав на земельные участки все еще играют акты государственных органов и органов местного самоуправления, когда земельные участки предоставляются из государственных или муниципальных земель (ст. ст. 28 – 29, 30 – 32, 34, 36, 81 и 82 ЗК РФ), принятые в пределах их компетенции, установленной в ст. ст. 9 – 11 ЗК РФ. По мере активизации оборота земельных участков, в том числе после массовой скупки в последнее десятилетие земельных долей, в праве общей долевой собственности на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения и выдела в счет земельных долей земельных участков возрастает и роль таких оснований возникновения прав на землю, как договоры и иные сделки (ст. ст. 22, 37 ЗК РФ, п. 3 ст. 274, ст. 549 ГК РФ, ст. ст. 8, 9 и 10 Закона N 101-ФЗ).

Права на землю возникают также на основании правопреемства, например, когда к наследнику умершего гражданина переходит право собственности или пожизненного наследуемого владения принадлежавшим последнему земельным участком (ст. 11 Закона N 101-ФЗ, п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Права на земельные участки возникают из судебного решения, установившего право на земельный участок (п. 3 ст. 274 ГК РФ; ст. 59 ЗК РФ).

Наконец, право собственности на земельный участок возникает и в силу приобретательной давности. Согласно ст. 234 ГК РФ, лицо (гражданин или юридическое лицо), не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Вопросы государственной регистрации сделок с земельными участками регулируются с учетом положений ст. 131 ГК РФ и Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п. 3 ст. 25 ЗК РФ не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков. Данное положение введено законодателем с целью исключения имущественных споров, которые наблюдались в странах Восточной Европы и Прибалтики в 90-е гг. XX в.

Отчуждение права собственности на земельный надел

Процедура изъятия или отчуждения земельного надела регламентируется статьей 44 Земельного Кодекса РФ. Основанием для инициирования такой процедуры может быть следующее:

  1. Нецелевое использование участка.
  2. Наложение ареста, конфискации имущества.
  3. Нарушение законодательных норм в ходе эксплуатации участка.
  4. Нужды государственного значения. В этом случае государство обязано выплатить владельцу компенсацию.

Собственник должен заранее, не позже, чем за год, быть уведомлен о том, что земля будет выкуплена государством. Если собственник не согласен на такой поворот событий, он вправе обратиться в суд для урегулирования вопроса в судебном порядке. Иск нужно подавать в районный или городской суд.

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Земельное право». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Земельное право»

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
  • 2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина
  • 3. История земельного права
  • 4. Принципы земельного законодательства. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права
  • 5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 6. Понятия и виды земельных правоотношений

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Земля

— это поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, на которой осуществляется суверенитет РФ.

Земельное право

— это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества.

Земельное право — это самостоятельная отрасль права.

Предмет правового регулирования —

это земельные отношения, которые регулируются нормами права, возникают при использовании земельных участков, управлении земельными ресурсами, регулируют в целях сохранения и восстановления земельных свойств, охраны прав и законных интересов землеобладателей.

Предмет земельного права

— это способ регулирования земельных отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством.

Земельные отношения

— это особый вид имущественных отношений.

Особый вид имущественных отношений по поводу земли обусловлен особенностями земельных отношений. Природа земельных отношений определяет публично-правовой характер их регулирования.

Метод правового регулирования

— это способ воздействия правовых норм на участников (субъектов) общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официальном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепляющей модели поведения участников общественных отношений.

Метод земельного права

— способ регулирования общественных отношений, непосредственно связанных с землей.

В юридической литературе выделяют:

1) императивный метод,

заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и запретов (для ведения Государственного земельного кадастра собственники земли обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству).

При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, давать предписания устранения нарушений земельного законодательства;

2) диспозитивный метод.

Это способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода выбора своих действий. Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продавать его, дарить, сдавать в аренду или закладывать.

Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах), регулировать взаимоотношения друг с другом (например, путем установления сервитутов, т. е.

применяя методы частноправового регулирования земельных отношений).

В статье рассматриваются основания возникновения права собственности на землю, субъекты и объекты права на землю, виды и формы земельной собственности

Как регистрируются сделки?

В ст. 164 НК указывается, что все сделки, осуществляемые в отношении земли, должны обязательно регистрироваться. Исключением является ситуация, при которой государством предоставляется территория в аренду на срок до одного года.

Сама процедура регистрации делится на этапы:

Имеются официальные бумаги на землю, причем они могут быть договором мены, купли-продажи или дарения, а также могут выдаваться соответствующие бумаги государственными властями после проведения торгов. Собираются дополнительные документы. Если заявителем выступает частное лицо, то от гражданина потребуется паспорт и некоторые другие документы, например, ИНН, СНИЛС, документы о наличии других объектов в собственности и другое. Если заявителем является компания, то она подготавливает регистрационные бумаги, св-во о регистрации, ИНН и иные бумаги. Составляется заявление, позволяющее зарегистрировать права на землю. В нем указываются основания возникновения прав на земельные участки. Кодекс требует формирования данного документа по специальной форме, поэтому желательно взять бланк в Росреестре. Все документы передаются в отделение Росреестра, для чего можно посетить его лично или отправить бумаги по почте. Также допускается пользоваться электронным способом, но для этого у заявителя должна иметься ЭЦП. Документация принимается и регистрируется работником учреждения

Далее осуществляется ее тщательная проверка, призванная определить законность требований заявителя, а также важно убедиться в отсутствии противоречий. Проверяется законность совершаемой сделки. Если отсутствуют какие-либо проблемы и нарушения, то заявитель получает свидетельство о регистрации права

Дополнительно он может заказать выписку из ЕГРН

Если отсутствуют какие-либо проблемы и нарушения, то заявитель получает свидетельство о регистрации права. Дополнительно он может заказать выписку из ЕГРН.

Регистрация осуществляется в течение 12 дней после предоставления всей необходимой документации, если бумаги передавались в бумажном виде работнику Росреестра. Если же документы направлялись в электронном виде, то на регистрацию выделяется не больше одного дня. 1 основания возникновения прав на земельный участок могут предполагать переход права собственности, а другие заключаются в возможности только пользоваться территорией.

Причины появление арендных прав

В отношении разной земли могут иметься не только права собственности, но и арендные права. Они возникают при составлении соответствующего арендного договора.

Основанием возникновения права аренды земельного участка выступает официальное соглашение. Оно может составляться с:

  • государственными властями, предлагающими землю для разных целей, например, для сельского хозяйства, строительства коммерческого или жилого объекта, а также для других направлений;
  • муниципалитетом, причем оформляться может договор на срок до 5 лет или в долгосрочную аренду, которая может достигать даже 49 лет;
  • частным владельцем, представленным компанией или гражданином. В этом случае в договоре указывается срок действия соглашения, а также прописываются все действия, которые могут совершаться арендатором на территории.

Основание возникновения права пользования земельным участком должно подтверждаться официальными документами. Они не всегда регистрируются в Росреестре, так как это требуется в отношении контрактов, заключенных на срок, превышающий 1 год.

Основные моменты

Все действия такого собственника не должны противоречить существующему законодательству или нарушать права других людей.

А также допускать вмешательства посторонних в хозяйственную деятельность человека на собственном участке земли.

Право собственности, в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Конституции РФ, состоит из трёх основных правомочий:

  1. Владение участком — базирующаяся на законодательстве возможность обладания землёй. Подобное владение условно, так как господство владельца ограничивается не перемещаемостью участка. В реальности владение выражается в проведении линий границ надела, установке пограничных знаков, которые будут охраняться законодательством. А также в построении забора, дома и других сооружений. Если любая из построек нарушает действующий нормативно-правовой акт, то она подлежит сносу за счёт виновного лица.
  2. Пользование — это эксплуатация земельного надела в допустимых законодательством пределах для удовлетворения потребностей владельца. Т. е. собственник недвижимости имеет право построить на ней что-то (например, дом, сарай, забор), произвести мелиоративные работы, выращивать овощи и фрукты. При этом хозяйственная деятельность должна организовываться рационально, без ущерба для окружающей среды и ущемления интересов других людей.
  3. Распоряжение — это право продать недвижимое имущество, обменять его на что-то, подарить или завещать. Человек, арендующий участок может всё это сделать только с согласия владельца земли.

Приватизация земель или выкуп у муниципалитета

Государственные и муниципальные земли могут переходить гражданам населённого пункта:

  1. посредством проведения приватизации;
  2. посредством выкупа.

В обоих случаях земля передаётся в собственность, но приватизация подразумевает безвозмездный переход, а выкуп – возмездный.

  • на правах постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения;
  • аренды у муниципального образования (как оформить ЗУ в собственность если он в аренде).

Процедура совершается только с позволения местных властей и только в том случае, если заинтересованное лицо ранее не воспользовалось правом приватизации. Такая возможность допускается для каждого гражданина единственный раз. В иных случаях разрешается выкуп ЗУ по кадастровой стоимости.

После получения разрешения на приватизацию или выкупа, администрация выдаёт акт, разрешающий регистрацию права собственности, с которым граждане обращаются в Росреестр. Если покупатель участвовал в торгах, дополнительно прилагается выписка из протокола проведения торгов, в которой зафиксировано приобретение указанного участка заявителем. На основании представленной документации, граждане получают свидетельство о собственности и кадастровый паспорт с новым статусом владельца.

Недостатки законодательного регулирования в России земельных правоотношений привели к тому, что нередко участки земли, которыми владеют некоторые граждане на протяжении многих лет, а иногда и десятилетий, на практике, очень сложно оформить в собственность, получив на это соответствующее разрешение властей. Поэтому предусмотренный в российском Гражданском кодексе институт приобретательной давности весьма актуален на сегодняшний день.

С 2006 года у российских фирм и граждан появилась возможность признания в судебных инстанциях права собственности на участок земли посредством института приобретательной давности.

Как следует из положений названной статьи ГК, субъектами правового института приобретательной давности могут выступать и граждане России, и юридические лица. Следовательно, Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений, а также российские регионы и муниципалитеты не вправе становиться субъектами прав собственности на участок земли посредством приобретательной давности.

В результате по данному основанию может оформляться только частная собственность на землю, а государственная или муниципальная собственность – нет.

Прежде всего, это связано с ограничением на основании положений Земельного кодекса гражданской оборотоспособности некоторых участков земли и установлением законом в их отношении особых правил. В частности, участки земли не подлежат юридическому оформлению в частную собственность, если он изъяты из оборота земли или как-то ограничены в нем.

Право собственности на участки земли в силу правового института приобретательной давности может приобретаться на участки, формально принадлежащие на праве собственности какому-то другому лицу, либо на юридически бесхозяйную землю.

Общая характеристика

Участок, в отношении которого установлено право собственника, отличается от остальных тем, что имеет развернутое содержание, максимально расширяющее его пользовательские права. Собственник имеет свойственные только ему формы для проведения операций в отношении  наделов. Для этого требуется изменить существующую форму собственности при помощи проведения приватизации.

Правомочия собственника

Собственник может совершать сделки с землей, передавать ее в аренду, оформлять при  необходимости ландшафтную зону, ориентируясь на градостроительные нормы, действующие в этом направлении. Когда осуществляется расширение строительных, творческих или иных планов, то собственнику предоставляется возможность:

  • вносить коррективы в категории земель;
  • менять целевое назначение участка;
  • изменять расширенное использование.

Внесение таких изменений в статус земельного надела определяется за счет неограниченных возможностей собственника.

Данный процесс осуществляется по заявлению лица, при этом отмечают, что он лично должен присутствовать в компетентном органе либо передать свои полномочия представителю за счет специального документа.

Как происходит образование земельного участка из земель муниципальной собственности

Образование участка из владений муниципалитета происходит несколькими способами:

  • раздел;
  • выделение;
  • объединение;
  • перераспределение.

В каждом из способов есть свои нюансы. Так, запрещено объединять участки муниципальной собственности и предоставленные в бессрочное пользование или безвозмездное срочное использование. Но это правило не действует, если земля предоставляется на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования одному человеку.

Запрещается перераспределять участки между физлицами или юрлицами и муниципалитетом, но только если это не происходит на застроенной территории для её развития, или не для размещения капитальных строений.

Для этого землевладелец, землепользователь или арендатор обращается с заявлением в местные органы самоуправления. К своей письменной просьбе прилагают такие официальные бумаги:

  • кадастровый паспорт;
  • правоустанавливающие документы.

После получения утвердительного ответа, решение местных властей надо зарегистрировать.

За всю процедуру необходимо будет заплатить только госпошлину при регистрации участков. Но если в результате площадь территории станет больше, то эта процедура будет уже платной и её стоимость определяется распоряжениями местной администрации.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, установленные в Статье 11 ЗК РФ, включают:

  • резервирование земель для муниципальных нужд, изъятие земли для муниципальных нужд в т. ч. выкуп муниципальной земли;
  • установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований;
  • разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Примерами оснований резервирования земель для муниципальных нужд являются размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т. д.

Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями ─ земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли – исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.

Так, например, органами местного самоуправления из одной категории в другую переводятся земли, находящиеся в муниципальной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

На основании решений органов местного самоуправления осуществляется образование земельных участков из участков, находящихся в муниципальной собственности (исключения – раздел земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан или образование земельных участков из участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства).

Согласно Статье 72 «Муниципальный и общественный земельный контроль» ЗК РФ органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляется муниципальный контроль за использованием земель.

В соответствии с уставом муниципального образования субъекты муниципальной собственности на землю – городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования в лице органов местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества (в т. ч. приватизация муниципальной земли) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Следует отметить, что Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

В муниципальном владении могут находиться любые участки, расположенные внутри границ данного муниципалитета.

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы. Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий