Подготовка и согласование проекта межевания земельных участков

Состав проекта межевания территории

Проект межевания территории представлен несколькими частями:

  • основной, которая впоследствии подлежит утверждению;
  • и материалов, обосновывающих целесообразность искомого проекта.

Проект межевания представлен, по сути своей, чертежом, на котором отражается ряд важнейших элементов будущего участка, а именно:

  • красные линии (границы), уже утвержденные в ходе проектирования, либо измененные в ходе межевания;
  • отступ от линий красного цвета, определяющий наличие мест, в которых могут впоследствии размещаться здания, различные постройки и сооружения;
  • границы земельных участков, которые присутствуют на кадастровом проекте, а также номера, присвоенные каждой из образованных территорий;
  • границы, обрамляющие территории, на которых расположены объекты, входящие в список культурного наследия;
  • территории, в рамках которых действуют особые правила пользования;
  • зоны действия публичных сервитутов.

Проект межевания территории — специализированная документация, призванная помочь специалистам тщательно продумать, каким изменениям впоследствии будет подвергнута та или иная земельная территория

Кроме того, в искомом документе обязательно производится указание:

  • площадей участков или их частей, подлежащих изменению;
  • земельных участков, образующихся впервые, которые впоследствии станут объектами, подлежащими общему использованию;
  • тип использования участков.

Существуют четкие требования относительно содержания проекта межевания

Состав проекта межевания территории

Проект межевания территории представлен несколькими частями:

  • основной, которая впоследствии подлежит утверждению;
  • и материалов, обосновывающих целесообразность искомого проекта.

Проект межевания представлен, по сути своей, чертежом, на котором отражается ряд важнейших элементов будущего участка, а именно:

  • красные линии (границы), уже утвержденные в ходе проектирования, либо измененные в ходе межевания;
  • отступ от линий красного цвета, определяющий наличие мест, в которых могут впоследствии размещаться здания, различные постройки и сооружения;
  • границы земельных участков, которые присутствуют на кадастровом проекте, а также номера, присвоенные каждой из образованных территорий;
  • границы, обрамляющие территории, на которых расположены объекты, входящие в список культурного наследия;
  • территории, в рамках которых действуют особые правила пользования;
  • зоны действия публичных сервитутов.

Проект межевания территории — специализированная документация, призванная помочь специалистам тщательно продумать, каким изменениям впоследствии будет подвергнута та или иная земельная территория

Кроме того, в искомом документе обязательно производится указание:

  • площадей участков или их частей, подлежащих изменению;
  • земельных участков, образующихся впервые, которые впоследствии станут объектами, подлежащими общему использованию;
  • тип использования участков.

Существуют четкие требования относительно содержания проекта межевания

Проект межевания территории линейного объекта (+ образец проекта)

Говоря о «линейных объектах» (далее – ЛО), законодатель не дает нам четкого юридического определения.

Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ понимает под ЛО дороги (автомобильные и железные), линии электропередач, нефте-, газопроводы и иные подобные сооружения.

Градостроительный кодекс дает перечень ЛО в п.10.1 ст.1 – линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автодороги, ж/д линии и иные объекты.

В каждом из приведенных нормативно-правовых актов осталась недосказанность. К ЛО можно причислять и линии метрополитена, и мосты, и туннели и т. д.

Как можно понять из законодательных актов, линейными объектами могут быть самые разные сооружения, как по назначению, так и по виду. Их отличие от остальных объектов – протяженность. Это и склады, и газо-, нефте-, путепроводы, и линии связи, и другие сооружения. Эти сооружения могут быть и наземными, и располагаться под землей. Для основной массы таких объектов, как правило, наземных, требуется обязательное оформление земли под застройку. Для процедуры оформления земель под ЛО есть характерные особенности. Основные затруднения заключаются в том, что протяженность таких объектов очень велика, и железная дорога, например, или федеральная трасса могут проходить через земли СНТ (садоводческих товариществ), садовых участков, сельскохозяйственные, пашенные наделы, то есть земли самых разных владельцев – от собственников земли до пользователей наделов.

Если смотреть с точки зрения обывателя, то кажется, что при строительстве автомагистрали или газопровода нужно было бы заключить договор аренды части надела со всеми собственниками, но на деле все происходит иначе.

Если земли муниципальные и объект тоже, то подписывается акт о выборе участка под ЛО, и эта земля исключается из муниципальной собственности (читайте,как взять в аренду муниципальную землю). Если ЛО имеет собственника, то для его строительства требуется согласие владельцев земель, через которые он будет проложен. С ним будет заключаться договор аренды с условием бессрочной эксплуатации. Следующим этапом будет подготовка ПМТ и регистрация в кадастре. Затраты застройщика такого ЛО существенно возрастут за счет компенсации издержек владельцам з/у.

Если ЛО предполагается построить на с/х землях, то сначала придется выделить нужный надел, то есть заняться перераспределением земель, зарегистрировать преимущественное право, а только потом составлять договор аренды.

Проектирование и межевание при строительстве ЛО, регламентированы ст. 89 – 91 ЗК РФ.

Образец ППТ И ПМТ линейного объекта (автомобильная городская дорога)

Состав

В состав проектов планировки и межевания входят основные данные относительно территории, где будут проходить интересующие линейный объекты.

Дополнительно к ней приводится обосновательная часть, где непосредственно отражены причины и документы, на основании которых допускается располагать объекты именно таким образом.

Основная часть

Основная часть проекта может содержать данные различного характера, которые по своему описанию будут несколько отличаться в зависимости от того, какой объект отображается на плане и для каких целей он будет использоваться в процессе своей непосредственной эксплуатации.

В большинстве случаев проект планировки будет включать в себя следующие данные:

  • Общую информацию относительно того, каким образом осуществляется размещение линейного объекта с указанием наименований населенных пунктов и более мелких территорий (улиц, кварталов);
  • Функционально-планировочную организацию территории;
  • Данные об имеющихся коммуникациях, которые уже проложены на территории;
  • Информацию обо всех имеющихся строениях капитального характера, которые расположены на территории;
  • Определение границ той территории, на которой непосредственно будет располагаться интересующее сооружение;
  • Графическое отображение имеющихся коммуникаций на территории земли;
  • Отображение информации относительно того, какой состав недр имеется на данной территории.

Такая информация необходима для того, чтобы прокладывать коммуникации и прочие линейные объекты с учетом особенностей территории для того, чтобы эксплуатация будущих сооружений осуществлялись с упором на технические возможности расположения и пользования ими.

Материалы по обоснованию основной части

Непосредственными материалами, которые являются обоснованием к приложенному проекту, являются графическая часть, если она требуется к отображению, и текстовая.

По своей сути обосновательная часть содержит не только объяснение, почему допускается размещать объект линейного характера таким образом, но и содержит более точные данные относительно того, каким образом он проходит, и его основные характеристики, имеющие значение как для возведения самого объекта, так и для существующих зданий и сооружений линейного характера.

Стоимость разработки проекта межевания

Сумма, которую предстоит потратить заказчику документации, определяется в зависимости от ряда факторов.

В каждом конкретном случае цена проекта межевания рассчитывается персонально в зависимости от объема работ, площади объекта, сложности проектировочного задания и видов объектов, которые предстоит возвести.

К примеру, существуют следующие виды объектов, для которых разрабатывают проекты планировки и межевания территорий:

  • Объекты здравоохранения.
  • Общественные здания.
  • Гостиницы, турбазы, санатории.
  • Многоквартирные жилые дома.
  • Помещения сельскохозяйственного назначения.
  • Складские постройки.
  • Промышленные объекты.
  • Спортивные объекты.
  • Школы, детские дошкольные учреждения.

Проект межевания территории

Решение о подготовке градостроительной документации, в том числе и таких документов, как проект планировки и проект межевания территорий, принимает орган местного самоуправления самостоятельно либо по заявлению заинтересованных лиц.

Эти два вида документов могут разрабатываться как отдельно, так и совместно — в этом случае проект межевания является составной частью проекта планировки.

Необходимость подготовки проекта планировки и проекта межевания территории разберем на примере создания садоводческого товарищества. Общая территория товарищества, поставленная на кадастровый учёт под определенным кадастровым номером, предполагает ее разделения на земельные участки отдельных собственников и земельные участки общего пользования. При этом в проекте планировки территории устанавливаются зоны размещения садовых участков, транспортной инфраструктуры, систем водо- и электроснабжения и т.д. по всей территории товарищества, а проектом межевания территории устанавливаются границы земельных участков запланированных зон.

То есть, проект планировки территории — это документ, выделяющий элементы планировочной структуры, устанавливающий параметры их развития, выделяющий зоны размещения объектов капитального строительства, а проект межевания — это документ, устанавливающий границы земельных участков.

Кроме того, проект межевания территории необходим в случаях образования земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; при образовании земельных участков в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; при образовании земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; при образовании земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Проект межевания территории кроме текстовой части включает в себя чертеж межевания территории, на котором отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

Помимо этого в проекте межевания территории также должны быть указаны: площади образуемых и изменяемых земельных участков и их частей; образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования или имуществу общего пользования; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных Земельным кодексом.

После того как проект межевания территории готов, он выносится на публичные слушания. На данном этапе заинтересованные лица могут увидеть проект и потребовать внести в него изменения и дополнения. В этом случае орган местного самоуправления обязан рассмотреть замечания, но окончательное решение — утвердить проект, отвергнуть его или отправить на доработку остается за органом власти.

Сведения утвержденного проекта межевания территории подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, но это не означает, что заинтересованные лица автоматически становятся собственниками объектов недвижимости. Чтобы стать реальными хозяевами на своей земле, они должны заказать в специализированной организации межевой план, поставить объект недвижимости на кадастровый учет и зарегистрировать свои права.

Сроки и стоимость

Стандартным сроком является месяц. За это время производят согласование, результаты которого оглашают в течение трех суток с момента вынесения решения.

Сама подготовка работы после положительного решения может занимать от 4 до 7 месяцев в зависимости от сложности. Если одновременно делают два варианта, например, межевание и планировку, то срок может быть увеличен.

В каждом конкретном случае сроки, как и стоимость, будут индивидуальными. Многое зависит от площади местности, а также типа дальнейших работ.

Важно! Оплата производится только после утверждения документации, то есть проект должен быть завершен.

Согласование в градостроительстве осуществляется бесплатно, но само создание проекта будет зависеть от расценок исполнителя. Например, ПМТ могут подготовить за сумму от 30 тысяч рублей. ППТ имеют большую стоимость и напрямую зависят от типа строительства и площади.

Межевание местности может быть необходимо в различных случаях. Для разбивки ее на небольшие участки в пределах границ другого требуется специальный проект, который будет составлен с учетом всех требований и нормативов. Для того чтобы он был утвержден, его потребуется предварительно согласовать, а затем разработать. В каждом конкретном случае стоимость индивидуальна, так как зависит от сложности местности.

https://youtube.com/watch?v=ZMLtL59an_U%3F

Зачем нужны ПМТ и ППТ?

Обозначенные проекты используются при создании предварительной деятельности по подготовке участка к строительным работам. Документы могут использоваться не только на вновь выделенных пустых участках, но и на участках с уже развитой структурой.

Если строительные работы планируются на пустом участке – то воля застройщика практически не имеет ограничений. Однако и здесь придётся учитывать структуру почв и возможность застройки в соответствии с теми или иными её особенностями. Практически каждый собственник знает, что особенности земель могут стать препятствием к его максимальной загруженности капитальными строениями.

Кроме того, в некоторых случаях выделенные участки должны гармонично сочетать в себе все имеющиеся строения и объекты в едином стиле, определённом градостроительным контекстом. Данная функция вменяется этим важным проектным документам, обязанным предусмотреть все нюансы будущего строительства.

Не менее важную функцию несут проекты в планировании строительных работ на территории с уже возведёнными капитальными строениями. Здесь роль проектировочных работ будет особая – грамотно вписать в уже имеющуюся градостроительную структуру новые здания.

Кроме конкретных целей, которые преследует создание проектов, они несут в себе общую функцию системной организации строительства.

Особенную важность системное образование строительства представляет для крупных градостроительных комплексов. Столичные и краевые, а также некоторые областные городские массивы, где земли под строительство отличаются предельно высокими ценами, в погоне за прибылью могут допускать нарушения в эксплуатации земель под зданиями застроек

Столичные и краевые, а также некоторые областные городские массивы, где земли под строительство отличаются предельно высокими ценами, в погоне за прибылью могут допускать нарушения в эксплуатации земель под зданиями застроек.

В таких городах как Москва и Санкт-Петербург, подобных нарушений уже достаточно много. Для этих городов предусмотрены максимально высокие требования к разработке проектов межевания и планировки, чтобы их посредством не только соблюдать требуемый регламент, но и корректировать имеющиеся недочёты.

За чей счет готовится проект планировки и межевания территории?

По общим правилам, при подготовке документов по планировке территории и межевания территории, администрация должна делать за счет бюджетных средств. Однако, Гражданский кодекс РФ разрешает привлекать денежные средства физических или юридических лиц, которые заинтересованы в получении проекта или являются инициаторами его разработки. Они имеют законное право изготовить его самостоятельно, используя услуги нужных специалистов, если одновременно соблюдается ряд условий:

  • согласие заинтересованного лица на финансирование ППиМТ;

отсутствие у администрации средств, заложенных в бюджете на текущий год и предусмотренных на выполнение подобных работ;

имеется заявление лица на получение проект планировки и межевания территории;

принято распоряжение КГА на формирование проекта планировки и межевания территории

Чаще всего софинансирование подготовки проекта планировки и межевания территории устанавливается на федеральном, региональном и муниципальном уровне с помощью нормативных актов, которые четко регламентируют данную процедуру. При их отсутствии, власти должны руководствоваться общими правилами ГрК РФ и разрабатывать план без привлечения средств заказчика.

Второй комментарий к статье 43 ГрК РФ

1. Разработка проектов межевания территории в соответствии с ч. 5 ст. 41 Кодекса является необязательной (в зависимости от задания на подготовку документации по планировке территории) составной частью подготовки документации по планировке территории, порядок подготовки которой определяется соответствующим Положением (см. Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 77 “О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти”). При этом основанием проекта межевания территории согласно ч. 9 ст. 42 Кодекса обозначен проект планировки территории, в составе которого (или отдельно) в порядке ч. 3 комментируемой статьи осуществляется подготовка такого проекта.
Следует отметить, что общие правила межевания и установления границ земельных участков регламентированы нормами ЗК РФ, согласно ч. 5 ст. 11.4 которого проект межевания территории является основанием раздела земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Иными словами, проект межевания территории обусловливает формирование земельного участка – основного объекта правоотношений в сфере земельного законодательства. Например, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 16.2 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства” решения Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства об образовании земельных участков из земельных участков Фонда принимаются, при наличии утвержденного проекта межевания территории, в составе документации по планировке территории, в границах которой расположены земельные участки Фонда.
При разработке проекта межевания территорий в порядке СНиП 11-04-2003. Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. Постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150) должны соблюдаться три общих требования:
– установление границ проектируемых земельных участков в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды и проходы к ним;
– запрет изменения границ существующих землепользований при разработке плана межевания, за исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд, в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков;
– запрет межевания территорий, занятых транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земель общего пользования.

2. Требованиями комментируемой статьи законодатель установил правовые основы подготовки и состава проектов межевания территорий, а именно:
– определение в ч. 1 настоящей статьи предмета подготовки проектов межевания территорий (застроенные и подлежащие застройке территории, расположенные в границах элементов планировочной структуры);
– обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи двух целей подготовки проектов межевания застроенных территорий, а также двух целей подготовки проектов межевания подлежащих застройке территорий;
– регламентация требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи двух видов процедуры подготовки проектов межевания территорий (в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа);
– установление в нормах ч. 4 рассматриваемой статьи правил определения размеров земельных участков в границах застроенных территорий с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий;
– определение в ч. 5 настоящей статьи исчерпывающего перечня восьми категорий сведений в составе проекта межевания территории, включающего в себя чертежи межевания территории;
– обозначение в нормах ч. 6 комментируемой статьи правила подготовки в порядке ст. 44 Кодекса градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и градостроительных планов застроенных земельных участков в составе проектов межевания территорий.

Порядок внесения изменений

Бывают случаи, когда после утверждения ППТ и ПМТ назначение и расположение зданий, границы участка меняются. Тогда требуется вносить изменения в документы. Внесение изменений в документацию допустимо путем утверждения отдельных ее частей

Важно соблюдать требование об обязательном опубликовании проведенных корректив в соответствии с действующим законодательством

Согласование проектов осуществляется применительно к утверждаемым частям. В администрацию подается заявление и предоставляется доказательная база в виде расчетов, заключений экспертов. Спустя время комиссия на основании предоставленных сведений издает дополнительный документ, который содержит верную информацию.

Порядок и процедура внесения изменений регламентируется пунктом 21 статьи №45 Градостроительного кодекса.

Кто делает технический проект?

В таком документе специалист указывает кроме непосредственных обоснований необходимости проведения работ еще и сметную стоимость осуществления межевания, требуемые действия, которые в общем потребуется делать, материалы, которые будут для этого необходимы, а также сроки (с учетом особенностей конкретного участка или нескольких наделов), в какие границы будут установлены и утверждены.

Составлением технического проекта межевания могут заниматься следующие организации:

  • Отдел межевания БТИ – государственная организация, имеющая в своем штате специалистов с соответствующей степенью квалификации. Обращение осуществляется на общих основаниях, при этом стоимость работ установлена федеральным и региональным законодательством и заключается во внесении определенного размера государственных пошлин;
  • Геодезические организации. В штат таких компаний также входят инженеры, уполномоченные на проведение работ как по непосредственному межеванию территорий, так и по составлению технических планов.

Любой кадастровый инженер должен в обязательном порядке иметь квалификационный аттестат, наличие которого можно проверить на официальном сайте Росреестра.

При заказе такого рода услуг лицу без наличия такого аттестата (даже если он присутствовал, но был отозван) не даст возможности получить межевой план, имеющий юридическую силу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий