Правила оформления и особенности интерьера в стиле модерн

Модерн исторический

Модерн как интерьерный стиль возник и распространился на рубеже 19-20 веков, став заменой устоявшимся классическим стилям, излишне роскошным, идеально прямолинейным и симметричным. Классический модерн (его второе имя — ар-нуво) сохранил классическую тягу к роскоши, но заменил подход к дизайну.

Сегодня гостиная в стиле классического модерна встречается редко и воспринимается как произведение искусства; отсюда следуют неутешительные выводы:

Воссоздать атмосферу столетней давности достаточно непросто, понадобится немало времени и усилий.

Классический ар-нувоИсточник i.pinimg.com

  • Потребуется работа целого коллектива: не только дизайнера, но и художника, и проектировщика.
  • Бюджет выйдет в копеечку — подходящие по качеству облицовочные материалы, мебель и детали декора в обычных магазинах не встретишь; все придется заказывать.
  • Оформить таким образом можно лишь помещение с высокими потолками и большими окнами, нестандартной планировки, большое по площади, например, в загородном доме, просторной квартире или студии.

Оформление дверного проемаИсточник i.pinimg.com

Стиль отрицания классики

Появление стиля модерн было предопределено самой историей развития европейской цивилизации. Конец XIX века – расцвет технической революции и политико-экономических изменений практически во всех странах Европы. По материку бродит «призрак коммунизма», в умах укореняются идеи главенства науки над религией, желание отринуть патриархальное и создать новое технологичное общество…

Изначально интерьеры в стиле модерн, как и все новое, считались даже не писком моды – это был дурной вкус пополам с извращением…, однако переворот в мировоззрении, затронувший тогда практически всех причислявших себя к цивилизованному обществу людей, сделал свое дело – и стиль модерн хоть и ненадолго, но все же стал массовым.

Суть стиля модерн – противопоставление классическим интерьерам того времени. Прямые, четкие линии мебели и пространства много веков не выходили из моды – модерн же сделал главными в интерьере извилистые, скрывающие переход от одного элемента обстановки к другому линии. Характерная особенность стиля – округлость комнат, плавность (никаких четко выраженных углов), «гибкость» и пластичность мебели.

Мебель

Воссоздать или имитировать стилистику модерна проще всего, используя оригинальную мебель. Ей свойственна мягкость линий, округлость, но вместе с тем функциональность и отчетливая структура

При выборе мебели важно, чтобы диваны и кресла не только соответствовали стилю, но и оставались удобными. 

Мебель из дерева (шкафы и столы) часто дополняются стеклянными деталями, придавая интерьеру в стиле модерн воздушности. Металл применяется только в качестве ненавязчивых штрихов, а не акцентов: это могут быть золотистые мебельные ручки, хромированные ножки журнального столика, бронзовые элементы светильников.

На фото массивный телевизор, которому отведено специальное место: он углублен в нишу, созданную двумя роскошными шкафами, и обрамлен деревянными панелями.

Мебель не должна загромождать гостиную, так как стиль модерн тяготеет к открытым пространствам. Если телевизор встроен в громоздкую модульную стенку, вся остальная площадь должна быть облегчена гарнитуром на тонких ножках, изящными креслами, небольшим диваном. Необходимо, чтобы элементы были связаны и сочетались между собой.

Модерн в Европе

4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.

Афиша для премьеры постановки «Жисмонда», Альфонс Муха. Изображение: Wikimedia Commons
Гребень, Рене Лалик. Фотография: Музей прикладного искусства и ремёсел в Гамбурге
Брошь, Рене Лалик. Фотография: Public domain
Заколка, Рене Лалик. Фотография: Collector Weekly
Флаконы духов, Рене Лалик. Фотография: сайт Lalique

Югендстиль

Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал «Югенд», издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.

Обложка журнала «Югенд», 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons
Журнал «Югенд», 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons
Обложка журнала The Studio, 1893 г., иллюстрация Обри Бёрдсли. Изображение: Wikimedia Commons

От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.

Национальный романтизм

Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.

«Принцесса Лебедь», Йон Бауэр. Изображение: Wikimedia Commons
«Гигантская щука», Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons

Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево, где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.

В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.

Сказочный домик «Теремок» в Талашкино. Фотография: Gorshkov Igor / Shutterstock
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons

Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.

Матрешки Сергея Малютина. Фотография: Wikimedia Commons

В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».

Каса-Батльо (дом Бальо) в Барселоне, архитектор Антонио Гауди. Фотография: Wikimedia Commons

Сецессион

В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.

«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.

Здание Сецессион в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фотография: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock
«Бетховенский фриз», Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost
Стеклянная посуда, Йозеф Хоффманн. Фотография: Wikimedia Commons

Подбор мебели

Правильно подобранная по стилю мебель удобна, комфортна, с плавными очертаниями. Она должна манить отдохнуть. Полное отсутствие каких-либо углов. У диванов, кроватей максимальная асимметрия в спинках. Спинки стульев диковинными волнами стремятся вверх. Пропорции корпусной мебели максимально доминантные в сторону вертикали. Модерн – очень гибкий стиль, поэтому в него великолепно впишется классическая мебель, имеющая причудливую форму. Подойдет для него и мебель в минималистическом стиле, если ее дополнить соответствующим декором, выразительными узорами и витражными деталями. Главное правило в подборе мебели, от которого нельзя отступать – натуральные цвет и материал.

Количество мебели должно быть четко разработано с учетом предназначения комнаты. Не допускается излишество предметов, создающее захламленность, не приемлемую для этого требующего много воздуха минималистического стиля. Мягкая мебель не является предметом модерна, но в некоторых комнатах необходима. Ее должно быть как можно меньше, только с целевым предназначением.

По цветовой гамме она должна вписываться в общую картину, дерево должно кардинально преобладать над текстилем. Сам текстиль выполнен в приглушенных пастельных тонах. Среди стандартной промышленной мягкой мебели следует подбирать предметы с минимальным количеством углов, округлыми мягкими подлокотниками, неброским текстилем и растительным орнаментом.


Мебель в стиле модерн.

Освещение

Каждый стиль, в том числе модерн в интерьере, предъявляет свои требования к свету. Светильники в стиле модерн делятся по расположению:

Потолочная люстра. Обязательно роскошная, габаритная. Наиболее подходящая модель — из кованых элементов с хрустальными подвесками. Популярны также витражные вариации в американском стиле. В современном представлении подойдут встроенные в потолок световые панели, украшенные витражным стеклом.

На фото использование витражей в интерьере

  • Настольные. Применяются на рабочем столе, прикроватных тумбах, придиванных столиках. Основание преимущественно из натурального дерева, стекла, металла. Абажур также либо из витража, либо из красивой светлой ткани.
  • Напольные. Заменяют настольные — например, около дивана или кровати.
  • Настенные. Требования по стилю те же — эстетика, сложные гнутые формы, возможен растительный декор.

Ванная в стиле Модерн

Такая ванная в наше время, пожалуй, самое частое явление. Это не зависит от того, какой достаток у людей. Данный стиль приемлем, как для богатых людей, так и тех, у кого средний достаток.

По советам дизайнеров этот стиль подходит для маленьких помещений. С помощью некоторых приемов можно визуально увеличить объем и добиться просторности и свободы в пространстве. Мягкость, нейтральность и спокойствие в линиях – основной акцент Модерна в ванной комнате. Из цветов оптимально сочетание белого и черного цветов.

В отделке приемлемы в большей степени натуральные материалы. Светлое дерево придает ванной комнате благородность и изысканность. В большинстве случаев в таких ванных преобладают светлые, спокойные, нежные тона, состоящие из бежевого, золотого, оливкового, сиреневого, белого, серого, коричневого цветов.

На стенах приемлемы светлые рисунки, пол и потолок в основном светлый, однотонный. В оттенках должно быть все естественно, более приближенно к природным палитрам. Можно использовать для этого светлый и темный оттенок коричневого цвета

Важно не перегружать комнату ненужными деталями

Что касается мебели в ванной комнате в стиле Модерн, то у нее в первую очередь должны отсутствовать острые углы. Ее линии должны быть плавными. У шкафов тоже должны быть закругленные углы.

Мебели должно быть по минимуму, лишь то, что необходимо. Зеркало не должно быть с острыми углами, лучше всего подойдет овальное или другой непривычной формы.

Акцентируется внимание на большом окне в ванной комнате и светлой сантехнике. Если невозможно добиться хорошего естественного освещения, то необходимо позаботиться о наличие светильников, которые будут освещать помещение неярко и мягко

Лампы могут быть подвесными и встроенными.

Все трубы должны быть хорошо спрятаны. Коврик из пушистого материала в виде травки – оптимальный вариант. Можно украсить стены лепниной из гипса и оснастить потолок, состоящий из двух ярусов хорошим освещением. Прекрасно поможет в этом использование светодиодной лампы. От ее теплого, желтого света в ванной комнате станет романтично и уютно.

Оформить стены можно с помощью самых различных строительных материалов. Прекрасно подойдут для этого плитка, пластиковые и настенные панели, которым не страшна влага.

На стенах можно применить орнамент из цветов или другой растительности. Для потолка и пола лучше придерживаться однотонных цветов. Или же наоборот, имея узоры на потолке или на полу стены желательно сделать однотонными.

Что касается пола, то он может быть наливным или выложенным плиткой. Потолки бывают подвесными или сделанными из потолочных панелей. С таким подвесным потолком отлично сочетаются стеклообои. В паре они смотрятся не только дорого, но и безумно элегантно.

Бывает, что пол и потолок сделаны из досок. Без стеклянной душевой кабинки, олицетворению легкости, в этом случае трудно будет обойтись. Идеально дополнит всю эту картинку акриловая ванная.

Приемлемо использование дополнительных аксессуаров. Потолок можно украсить лепниной. Прекрасно впишется в общий интерьер напольная ваза для цветов.

Без крючков для одежды, занавески для ванной и занавески или тюли на окно трудно обойтись. Панно какого-нибудь легкого растения сделает интерьер легким, нежным и фантастическим.

Описание и особенности стиля модерн в интерьере

Появление этого стиля приходится на XIX век. Впервые о нем узнали в Европе. Это было время полной неразберихи в стилях оформления. Развивался стиль благодаря новым технологиям и их развитию. В начале XX столетия об этом направлении уже знал весь мир.

Прошло некоторое время и из-за некоторых проблем в изготовлении предметов интерьера в данном стиле он начал постепенно выходить из моды. Его закату послужили события Первой мировой войны.

Интересно то, что изначально при появлении этого стиля он считался отклонением от норм, характеризующим безвкусие и дурной тон. Только яркие натуры, которым очень хотелось выделиться из серой толпы могли позволить себе оформление интерьера в стиле Модерн.

В разных странах Модерн называется по-разному, но наиболее популярное его второе название у французов, они называют его Арт-нуво. В чем же суть стиля современного Модерна в интерьере?

В нем полностью отсутствуют угловатые линии. Естественные и плавные изгибы во всем, как в мебели, так и в декоре – вот, что предлагает этот стиль.

Стиль Модерн в интерьере на фото можно определить по изящным аркам вместо привычных прямоугольных дверных проемов и округлых верхних частей окон. Лестницы на верхний этаж плавно изгибаются, имеют непростую конструкцию и одновременно с этим кажутся легкими и изящными.

Потолки в стиле модерн имеют несколько уровней. Они прекрасно впишутся в дизайн, если стены будут высокими. Модерн можно узнать по асимметрии, которая приветствуется во всем.

Округлые и плавные изгибы в современном стиле Модерн не полностью вытесняют прямые углы. Он допускает наличии угловых линий, но в самом минимальном их проявлении.

Что касается цветовой гаммы, применяемой для стиля Модерн в интерьере квартиры, то она достаточно разнообразна. Но предпочтение все же от дается красному, серому, зеленому и коричневому тонам.

Одним из самых часто применяемых оттенков является цвет чайных роз, дыма и не слишком насыщенный красный. Можно встретить в Модерне и пепельно-розовые тона. Нередко дизайнерам удается прекрасно совместить два ярких цвета.

К примеру, у отделанной бежевой стены оригинально смотрится кресло сиреневого цвета или ярко красные подушки прекрасно подходят для дивана с серой обивкой.

Основные цвета, применяемые в стиле модерн

Дизайн интерьера в стиле Модерн хорош тем, что в него прекрасно вписывается вся современная техника. Такое же преимущество есть еще в одном направлении – Хай-Теке.

Разница между ними в том, что в Хай-Теке акцентируется внимание на современных акустических системах или домашних кинотеатрах, в Модерне же дизайнеры стараются добиться гармоничного вписывания аппаратуры в интерьер, без всякого акцента на ней. Модерну присущ мотив, включающий в себя растительный мир

Стебли растений, цветы на обоях, жуки, бабочки, птицы на обивке или стул в форме цветка – все это Модерн

Стебли растений, цветы на обоях, жуки, бабочки, птицы на обивке или стул в форме цветка – все это Модерн

Модерну присущ мотив, включающий в себя растительный мир. Стебли растений, цветы на обоях, жуки, бабочки, птицы на обивке или стул в форме цветка – все это Модерн.

Важную роль в дизайне помещения в стиле Модерн играет декор. Раньше это характеризовалось лепниной на потолках, которая в настоящее время заменила себя конструкциями из гипсокартона, пластика и полимера.

Для межкомнатных дверей применяются витражи. Текстиль, фарфоровая посуда, бронзовые статуэтки, кафель – все это идеальные украшения для стиля Модерн.

Мебель в стиле Модерн имеет некоторые отличия от других стилей. Она закругленных форм и с не совсем обычными изогнутыми ножками. Все в ней монохромно.

Бывают смелые сочетания черной мебели с белыми стеклами, диванов и кресел самых обычных размеров с одновременной пышностью и объемом форм. В обивке мебели, шторах и обоях должно быть идеальное сочетание.

Распознать стиль Модерн можно по свободному пространству интерьере. Цель дизайнера, создающего этот стиль – расположить мебель с максимальным удобством и обеспечить побольше свободного места.

Но самое главное внимание уделяется красоте. Все в интерьере должно быть комфортно и радостно для взора

Скучность, банальность и стиль Модерн – это два совершенно разных понятия, которые никогда не пересекаются

Скучность, банальность и стиль Модерн – это два совершенно разных понятия, которые никогда не пересекаются.

Текстиль и шторы

Стиль модерн в интерьере нельзя назвать минималистичным, более подходящими будут термины «яркий», «шикарный». Поэтому текстиля в нем много и весь он отвечает стилистическим требованиям:

  • плавные линии, мягкая драпировка;
  • натуральная цветовая гамма;
  • дорогие эксклюзивные ткани;
  • изображения растений, цветов.

Если вы боитесь перебора в элементах декора, повесьте обычные прямые портьеры в пол, присобрав их на подвесы по разные стороны окна. Получившиеся изгибы идеально подчеркнут ваше чувство меры и подойдут стилю модерн.

Ярким акцентом станет штора на одну сторону: такая уместна не только на кухне, но и в гостиной и даже в спальне. Асимметричная композиция не исключает украшение второй стороны — короткая шторка, ламбрекен или свисающий галстук, кокилье, жабо справятся с этой задачей.

Остальной текстиль (диванные подушки, пледы, покрывала) изготавливают из струящихся тканей — атлас, шелк, либо плотных с выбитым рисунком — например, гобелен.

На фото темные бархатные шторы в пол

Японский стиль

Японский стиль узнаваем и самобытен, он выражает философию гармонии с природой. Дизайну интерьера в японском стиле присущи простые строгие формы, сдержанность, ощущение покоя, благородство и изящность.

Основные черты

  • минимализм, аскетичность и естественность, большое количество свободного пространства;
  • натуральные материалы: дерево, бамбук, рисовая бумага, грубый кирпич, солома, шелк;
  • стены отделаны деревом светлых пород или тканью, пол имеет натуральное покрытие;
  • большое количество мягкого света, обязательно наличие традиционных японских светильников акари, абажуры которых сделаны бумаги;
  • присутствуют только самые необходимые предметы мебели, их отличает простота и мобильность;
  • традиционные предметы обстановки – низкие столики, подушки для сиденья, ширмы, встроенные шкафы, передвижные комоды;
  • допустимые элементы декора: бамбук, горшки с бонсай (карликовые деревья), циновки из бамбука и соломы, панно с иероглифами, вазы, шкатулки, бронзовые статуэтки, веера, роспись на стенах с традиционными японскими сюжетами.

Традиционные цвета

  • белый;
  • черный;
  • темно-красный;
  • цвет натурального дерева;
  • акценты – цвет зелени и цветущей сакуры.

Ванная комната

Ванная в модерне отличается функциональностью, практичностью и удобством в использовании. Мебель здесь выбирается в одном стилистическом направлении. Здесь устанавливается гарнитур с коваными изогнутыми ножками. Что касается систем хранения, здесь все зависит от габаритов помещения.


Классическое сочетание белого и черного — отличный вариант для оформления ванной комнаты

Warning ВНИМАНИЕ: важным атрибутом ванной является огромное зеркало на стене. Его рама может быть металлической с коваными элементами или деревянной с резьбой

В такой ванной можно установить дешевую кабинку или ванну. Раковина устанавливается большая, а еще лучше поставить сразу два умывальника. Унитаз выбирается подвесной и со встроенной инсталляцией.

В качестве отделки стен в ванной используется преимущественно керамическая плитка. Хотя подходит и декоративная штукатурка. На пол практически всегда стелется керамогранит. А вот потолки делаются белыми и с точечными светильниками из декоративной штукатурки.


Важным атрибутом ванной является огромное зеркало на стене

Основной цветовой палитрой в стиле модерн выступают: серые, белые, бежевые и черные цвета. Допускается комбинирование нескольких оттенков. Например, красиво смотрится серо-белая ванна, где в качестве ярких акцентов используются зеленые, розовые или коралловые цвета. Также красиво смотрится сочетание бежево-коричневых тонов, которое разбавляется оливковым или лососевым цветами. А вот черно-белые интерьеры стоит подчеркнуть небольшими вкраплениями красных, золотистых или серебряных акцентов.

Цветовые решения

В оформлении чаще всего применяют дымчатую, кремово-белую, светло-коричневую цветовую гамму. Помимо этих оттенков допустимо использование ярких акцентов:

  • Темно-бордовый можно сочетать с пепельно-голубым.
  • Светло-лиловый будет уместно смотреться с лазурно-бирюзовой гаммой.
  • Кремово-бежевый с шоколадным.
  • Дымчатый подойдет к цвету хаки.
  • Багряный подойдет к апельсиновому.
  • Светло-коричневый подойдет к травяному.
  • Пунцово-розовый подождёт к тёмно-фиолетовому.
  • Оттенки асфальта будут уместны с молочно-кремовыми.
  • Белый подойдет к елово-пихтовому.
  • Красновато-кирпичный к ярко-белому.

Не желательно применять более трех оттенков в одном помещении. Основной оттенок должен занимать примерно 60-70% всей комнаты.

Модерн в Вене

Венский модерн представлен творчеством Отто Вагнера (Otto Koloman Wagner 1841-1918), которого по праву
считают лидером его австрийской ветви – сецессиона. Стиль практической полезности, разработанный Отто
Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую
геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. В связи с этим сецессион иногда называют стилем
квадрата.

Майоликхаус в Вене, архитектор Отто Вагнер

Среди созданных Отто Вагнером шедевров архитектурного искусства – Здание Почтового сберегательного банка в
Вене, церковь Ам-Штайнхоф или церковь святого Леопольда, несколько жилых и доходных домов, и, конечно же,
уникальный Майоликхаус – дом, фасады которого украшены глазурованной майоликой, расписанной цветочными
мотивами.

Здание Почтового сберегательного банка в Вене, архитектор Отто Вагнер

Представителями венского модерна также являются австрийский архитектор Йозеф Хоффман, словенский архитектор
Йоже Плечник и чешский архитектор Ян Котера, привнесшие в стиль оттенок народности.

Храм Святого Леопольда в пригороде Вены, архитектор Отто Вагнер

Модерн в России

Новое течение охватило и Россию, причем не только ее европейскую часть, но Урал и Сибирь. Модерн в русском
виде вобрал в себя все характерные веяния стиля и оживил их народным фольклором. В основе проектов можно
встретить черты византийских церквей и боярских хором семнадцатого века, роскошные ажурные конструкции с
множеством арочных элементов и витражные окна больших размеров.

Дача Великого князя Б.В. Романова в Царском Селе, архитекторы Шернборн и Скотт.

Региональные отличия внутри страны проявлялись в этажности и выборе основных материалов. Так, например, в
столице строили многоэтажные здания из камня, в других местах – из дерева с каменным цоколем. Стиль модерн в
архитектуре России носил самобытный характер и проявился двумя главными направлениями: северным
(петербургским) и московским.

Дом компании «Зингер», сегодня «Дом книги», архитектор Павел Сюзор

Северный модерн развивался под влиянием работ скандинавских мастеров – Ф. Линдваля, А. Шульмана, Э.
Сааринена. Для него были характерны плавность линий, продуманная гармония форм и материалов, этнографический
фасадный декор на темы природы и фольклора родного края.

Елисеевский магазин, архитектор Г. В. Барановский

Основное и существенное отличие северного модерна от европейского собрата заключалось в отсутствии
избыточной декоративности и многоцветности. Северный модерн сохранял симметрию, использовал прямоугольные
башни, отказывался от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов. Цветовая гамма фасадов, как
правило, ассоциировалась с холодными северными скалами и средневековыми замками.

Особняк примы-балерины Кшесинской, архитектор А. И. фон Гоген

В отделке фасадов использовались как природные, так и искусственные материалы. Практиковалась грубая кладка
цоколя из неотёсанного массивного камня – преимущественно серого карельского гранита. Характерной чертой
северного модерна являлись скульптурные рельефы, которыми украшали фасады.

Витебский вокзал, архитектор С. А. Бржозовский

Первым по времени архитектурным строением северного модерна считается дача Великого князя Бориса
Владимировича Романова, построенная архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Селе. Сейчас
здание занимает Всероссийский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова.

Дом Капустина, архитектор А.Ф. Бубырь

Одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна в Санкт-Петербурге является Дом компании «Зингер»,
созданный архитектором Павлом Сюзором. Впервые в здании был использован металлический каркас, который снизил
нагрузку на стены и позволил создать первые окна-витрины. Сегодня в этом здании располагается «Дом книги».

Московский модерн отметился преимущественно частными домами

Дом К.Х. Кельдаля на Австрийской площади, архитектор В.В. Шауб

Московский модерн отметился преимущественно частными домами, что коренным образом отличало его от
петербургского направления. Идеологию направления обосновали и развили в Абрамцевском кружке, объединении
художников и декораторов во главе с меценатом Саввой Мамонтовым. Для московского направления были характерны
асимметричные фасадные композиции с разновысотными объемами. Зачастую использовались разнофактурные
облицовочные материалы.

В качестве доминирующих архитектурных акцентов выполнялись эркеры, а для украшения экстерьеров создавались
композиции из флористических и геометрических декоров. Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве был
особняк предпринимателя Отто Листа, созданный архитектором Л. Н. Кекушевым.

Особняк предпринимателя Отто Листа, архитектор Л. Н. Кекушев

Особняк владелицы текстильного предприятия А.И. Дерожинской, архитектор Ф. О. Шехтель

Особняк предпринимателя и коллекционера С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель

Ярославский вокзал, архитектор Ф. Шехтель

Здание торгового дома «Мюр и Мерилиз», современный ЦУМ, архитектор Р.И. Клейн

Что такое модерн

Классический модерн часто путают с контемпорари – его современным аналогом. Однако, модерн, зародившийся ещё в конце 19-го века, старейшее из направлений дизайна. В те годы стиль развивался среди немецких и скандинавских дизайнеров. Но в начале 20-го века стал международным, каким и остаётся.В таком стиле можно оборудовать загородный дом или квартиру. Он подходит для помещений, имеющих нестандартную планировку, для студий. При этом использовать это направление можно тремя способами:

  1. Оригинальным, при котором каждая деталь интерьера подбирается “с нуля” и должна соответствовать параметрам стиля.
  2. Декоративным, когда выбирают несколько основных предметов, на которых делают акцент. Получается имитация стиля.
  3. Поверхностным, который предполагает использование подходящих цветов и незначительных акцентов.

При выборе элементов интерьера, их форма должна быть на втором месте. А на первом остаётся функциональность каждой детали. Полезность и удобству мебели и интерьера дизайнеры стиля модерн придают большое значение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий