Виды вагонки для внутренней и наружной отделки

Сорта и типы вагонки. Описание.

Вагонка представляет собой длинную, выструганную доску, имеющую небольшой пазл по всей длине и гребень с противоположной стороны, что максимально упрощает работу по монтажу с данным отделочным материалом.
 
Для производства вагонки используют хвойные и лиственные древесные породы. Из хвойных пород в фаворитах производителей и потребителей – сосна – экономно, долговечно и дерево имеет красивый узор на срезе. Достаточно красива и очень надежна вагонка из лиственницы и кедра, но эти виды хвойных может позволить себе далеко не каждый из-за высокой стоимости. Ель не часто используется при внутренней отделке, но не по причине дороговизны, а в силу своих качеств – рыхлой и недолговечной древесины, но зато елка устойчива к влаге, что делает вагонку из нее просто идеальным материалом для внешних работ.
 

 
Лиственные деревья, используемые в производстве вагонки: ольха, липа, осина, ясень и клен. Орех и дуб составляют премиальные сорта в производстве, что соответственно обходится дороже бюджетной древесины.

 
Каждое дерево имеет свои особенности и, опираясь на такие индивидуальные свойства, и идет использование древесины. Вагонка из ели, как правило, идет на строительство беседок и прочих внешних работ. Сосну редко используют в саунах и бане из-за повышенного содержания смол, а вот липа и ольха для таких целей подходят идеально – древесина не нагревается и не сможет нанести ожоги.

 
Лиственница дает идеальную вагонку для внешних отделочных работ: под влиянием влажной среды, со временем, вагонка из этого дерева становится только тверже и прочнее, но выбор этого материала может остановить высокая стоимость.
 
Что касается видов вагонки, то производители условно разделяют ее на следующие виды:

  • Евровагонка – самый распространенный вид.
  • Американка – имеет вид бруса и подходит исключительно для горизонтального крепления с наружной стороны зданий.
  • Блок-хаус – имеет форму натурального ствола – круглую.

Производство вагонки идет по одной технологии и только затем она сортируется по категориям и зависят они от количества сучков, смоляных кармашков, трещин, сколов и прочих дефектов, как механических, появившихся при производстве, так и природных.
 
В соответствии со стандартизацией, принятой в нашей стране – ГОСТу, можно выделить четыре основных класса вагонки:

  • Высший сорт – класс Экстра (Премиум).
  • Первый сорт – класс А
  • Второй сорт – класс В
  • Третий сорт – класс С.

Высший сорт – класс Экстра или Премиум, как уже понятно из названия, самый дорогой и качественный материал для отделки. На вагонке этого класса отсутствуют даже намеки на какие-либо повреждения или дефекты.
 

 
Технология сращения несколько удешевляет стоимость этого премиум класса, иначе бы цена была практически космической, но даже этот метод обработки древесины не делает Экстра класс доступным каждому обывателю. Идеальное покрытие для такой вагонки – лак, который законсервирует древесину и не скроет роскошный рисунок текстуры дерева, написанный самой природой.

Первый класс – класс А

Вагонка этого класса напоминает доски из категории Премиум. Однако, малозаметные различия имеются – незначительные трещины, но зато отсутствуют черные и вываливающиеся сучки, гниль и посинение. Используют А класс в лицевом отделочном сегменте, покрытие – прозрачный лак для того, чтобы выгодно подчеркнуть достоинство дерева, но вполне допустимо использовать и масло с воском.
 

Второй класс – класс В

Этот класс частенько зовут вторым сортом из-за достаточно заметных дефектов: неострожка по краям (на качество это не влияет, но эстетика уже не та), сучки, синева (не более 10%), смоляные кармашки, червоточины, трещины и выбоины, вместе с тем, все это допустимо только на изнаночной части, не торцовой.
 

 
Все вышеописанные недочеты приводят к значительному снижению цены, но увеличению работы с древесиной: на такой вагонке следует сделать затирку специальными средствами и подбирать более темный лак или краску.
 
Даже учитывая все недочеты и дефекты вагонки класса В, – это самый ходовой сорт благодаря своей цене. Ее с радостью берут для внутренних отделочных работ.

Третий сорт – класс С

В этом классе даже подсчитать количество дефектов – крайне сложное занятие. Крупные сколы, остатки коры, сквозные трещины, выпадающие сучки, большая площадь синевы и сердцевины. Нередко третьим сортом именуют откровенный брак производства. Но и на эту категорию товара находится свой покупатель. Класс С вполне может подойти для отделки подсобок и черновых работ.
 

 

3й-сорт вагонки

Это наименее качественный тип, использование которого весьма ограниченно из-за крайне низких качеств. Помимо выпадающих сучков, в досках присутствуют:

  • Крупные трещины;
  • Сколы, неровности;
  • Неправильно пропиленный замок;
  • Чрезмерная кривизна доски;
  • Некрасивая фактура.

3-й сорт выпиливается из внешнего кольца древесного ствола, а значит, внутри доски твердая сердцевина может соседствовать с мягким внешним слоем, что неизбежно приведет или к крупным трещинам, или к чрезмерному кручению доски во время сушки. Монтировать такой материал на стену тоже не представляется легким — мастера часто отказываются от работы с материалом низкого качества ввиду невозможности приемлемой подгонки отдельных листов на стену.

Применение этой вагонки весьма ограничено. Технические помещения, склад, гараж, подвальное помещение — вот примерный перечень использования такого материала. Распилить третий сорт на небольшие фрагменты для замены доски 2-го сорта также не представляется возможным — проблемные места есть на всей длине доски.

Ламель длинной 6000 мм невозможно произвести — доска будет неизбежно гнуться или треснет во время транспортировки.

Монтаж вагонки на вертикальные и горизонтальные поверхности

Монтаж проводится в три этапа: подготовка основания (сборка каркаса), крепление ламелей, отделка (обработка).

Ровной поверхности добиться очень сложно, поэтому вагонку крепят на заранее собранный и выставленный по уровню каркас. Этот способ монтажа удобен еще и тем, что между стеной и досками можно будет проложить слой утеплителя. Допускается сборка ламелей как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

Ламели сажают на дюбели, саморезы или гвозди. При обшивке потолка используют несколько разновидностей метизов, например, шурупы и кляймеры. Начинать монтаж лучше с одного из углов.

При креплении на кляймеры, их загоняют в паз доски, а в отверстие вбивают гвозди. Следующая ламель заводится в паз уже установленной вагонки, потом крепится кляймером. Гвозди или саморезы должны входить в древесину под углом. Шляпки метизов требуют маскировки, чтобы быть незаметными на поверхности.

Финальная отделка – нанесение слоя краски или морилки в соответствии с дизайн-проектом помещения. Цвета деревянной вагонки нередко имитируют естественные природные оттенки. Фактура материала будет гармонично проявляться как под естественными колерами, так и под слоем ярких красок.

Техническая характеристика вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 «Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия». Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм,  ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м  до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения. Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность. Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
  • Вес вагонки. В среднем квадратный метр вагонки 6,5 -7 кг. Но для каждой породы дерева имеются свойственные ей весовые показатели. Вот некоторые из них: вес квадратного метра вагонки из ольхи  – 6,4 кг, из сосны  – 6.5 кг, из осины — 7 кг, из ясеня – 11 кг.
  • Горючесть. Деревянная вагонка – это горючий материал, который боится высоких температур. Подвержен достаточно быстрому возгоранию под воздействием высоких температур, поддерживает горение. Дополнительно, с целью уменьшения горючести поверхность вагонки обрабатывают специальными антигорючими маслами. Благодаря этому продолжительное время возникает эффект самозатухания.
  • Гигроскопичность. Деревянная вагонка, при продолжительном воздействии влажности  достаточно хорошо ее впивает и равномерно отдает. Конечно у каждой породы древесины, своя степень гигроскопичности.  Однако на ее внешнем виде это не отражается. Даже расширенная и впитавшая значительное количество воды вагонка не пучится и не меняет смонтированную структуру. Это связано со способом крепления шип-паз, структурой которого предусмотрен допуск для расширения древесины. Если вагонка смонтирована должным образом, то временная повышенная влажность ей не повредит.
  • Коэффициент расширения. Зависит от породы древесины, которая использовалась для производства вагонки. Для его определения следует смотреть коэффициенты каждой из интересующих пород древесины отдельно.
  • Сфера использования вагонки. Подходит и используется для внутренней отделки жилых и нежилых помещений: бытовок, бань, технических помещений, мансардных этажей. Для внешней отделки фасадов, фронтонов, террас. Служит как защитой от воздействий изменения погодных условий, так и для придания эстетичности внешнего вида помещению зданию.
  • Экологичность и приятный запах. Деревянная вагонка на сто процентов экологически чистый, природный  материал. Вагонка из хвойных пород дерева, выделяет специальные масла и микроэлементы, которые оказывают благотворное воздействия на органы дыхания и самочувствие в целом. Ей можно смело отделывать детские комнаты, санаторные и оздоровительные помещения. Запах натурального дерева в любом помещении способствует хорошему состоянию и настроению.
  • Доступная стоимость. Стоимость вагонки варьируется от самой доступной для бюджетных отделок до дорогостоящих красных пород дерева и отборных изделий из лиственницы и дуба. Стоимость зависит от породы дерева и уровня обработки вагонки. В целом, этот отделочный материал доступен любому потребителю. Ведь даже самая дешевая вагонка будет хорошо выполнять свои функции и иметь красивый внешний вид.

Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.

Калькулятор количества вагонки

Блок-хаус

Считается, что такие панели чаще используются для оформления фасадов. Однако они не менее популярны у собственников загородных строений, которые если не весь дом, то часть комнат предпочитают отделывать именно такой вагонкой. Ее особенность в том, что лицевая сторона выпуклая. При креплении нескольких досок на несущем каркасе они удачно имитируют стену бревенчатого сруба. Основные размеры блок-хауса смотрите здесь.

Американка

Это уже имитация другого пиломатериала – бруса. Для внутренней отделки применяется не так часто, но есть любители и такого оформления помещений.

Порода дерева

В чем принципиальное отличие между ними? Можно выделить лишь два момента, о которых следует знать любому домашнему мастеру.

 Хвойная древесина 

Вторая особенность – специфический запах в помещении, который сохраняется долгое время уже после окончания отделочных работ. С точки зрения медицины, выделяемые хвойной древесиной микроэлементы благотворно сказываются на организме. Но не все люди его переносят.

 Породы лиственные 

Сложности с пропиткой вагонки. Причина все в той же плотной структуре. Любой из использующихся в таких случаях препаратов точно не подойдет.

К примеру, по ширине для вагонки деревянной установлены пределы от 45 до 120, по толщине – от 13 до 16 (мм). Длина, как правило, 2,5 или 3 м.

Можно дать такой совет – прежде чем заниматься составлением схемы монтажа, планируя внутреннюю отделку дома, следует поинтересоваться, какая вагонка (с учетом профиля, породы дерева) есть на местном рынке. Именно по размерам.

Другие характеристики, которые следует учесть

Сортность

Каждый стремится при оформлении своего жилища разумно сэкономить, и это вполне нормально. Но выбирая более дешевые виды вагонки, можно столкнуться с такими проблемами, которые обернутся дополнительными финансовыми потерями. Не говоря уже о времени и собственных нервах. Исходя из этого,  для внутренней отделки рекомендуется приобретать вагонку высших сортов (Премиум, Экстра, Прима) или первого (A) .

В чем их отличие от более дешевых изделий? Во-первых, нет так называемой «сердцевины» дерева (мякоти). Следовательно, риск развития гнили в структуре вагонки существенно снижается. А это значит, что не придется регулярно заниматься заменой отдельных панелей. Во-вторых, меньше дефектов в виде сучков, «смоляных кармашков». Да и трещины, если имеются, незначительные, и не более 2-х на п.м. Покупая вагонку сортов B и C, на пиломатериале получится несколько сэкономить. Но потом придется подумать, чем можно замаскировать имеющиеся в досках изъяны. А любой состав также стоит денег + время на работу. Вот и выходит, что при внутренней отделке экономия на сорте вагонки весьма призрачная.

Специфика помещения

Если в ней значение влажности выше нормы, то внутреннюю отделку следует производить евровагонкой. Причина понятна – более широкие пазы и шипы обеспечат надежность облицовки.

Технология крепления

Только метизами (гвоздями, саморезами, скобами) или специальными приспособлениями (кляймерами). Все рекомендации по «посадке» вагонки на клей (в интернете встречаются и такие) не выдерживают никакой критики. Отделочные панели этого вида в процессе эксплуатации частично впитывают древесину, набухают, деформируются под воздействием температурных перепадов. Иными словами – «играют». Жесткая фиксация вагонки на клей приведет к тому, что облицовка «поедет». Ее начнет коробить, и без замены отдельных панелей (и это мягко сказано) уже не обойтись. Собственно, на повестке дня встанет вопрос о внеплановом ремонте.

На рынке можно встретить и ряд других панелей, которые именуются вагонкой. О пластике уже сказано. Но есть образцы и из МДФ, например, с соответствующим покрытием, металлов. Выбор за вами, читатель. Но не следует забывать, что первоначальная трактовка термина вагонка – отделочная доска из цельной древесины правильной формы. Именно этот вид панелей, в силу особенностей пиломатериалов (одна их которых – способность «дышать»), позволяет поддерживать в доме приемлемый микроклимат без дополнительных усилий и затрат.

Удачного вам выбора вагонки для внутренней отделки своего жилища!

Окрашиваем вагонку на даче: виды покрытий, интересные идеи, технологии

Материалы для дачного дома должны быть экологичными, прочными и безопасными для человека. Кроме того, дом не имеет отопления в зимнее время, поэтому требуется повышенная влагостойкость, так как на стенах может образовываться конденсат. Вагонка для дачного домика может стать вполне приемлемым вариантом, если предварительно подвергнуть ее специальной обработке и правильно установить.

Применяются различные краски, лаки и пропитки с целью:

  • улучшить декоративные свойства вагонки;
  • предотвратить потемнение;
  • оградить от плесени, грибка, гнили;
  • сократить количество выделяемой смолы;
  • улучшить водоотталкивающие свойства для предотвращения разбухания;
  • увеличить способность противостоять высоким температурам.

Покраска стен из вагонкиИсточник www.roamarch.com

Каждый вид обработки предназначен для решения одной или нескольких из этих задач, поэтому обычно требуется произвести комплексную обработку с применением нескольких средств:

Грунтовка. Основная цель применения – создать основу для будущего декоративного покрытия. Одновременно увеличивает адгезию материала, заполняет пустоты, выравнивает поверхность, предотвращает появлению смолы и проникновению воды.
Масло-воск. На поверхности образует твердую водоотталкивающую пленку

Важно при повышенной влажности. Можно поверх него ничем не покрывать, допускается слегка окрасить.
Олифа

Средство уже почти не используется, его заменяют более современные, эффективные средства. Увеличивает гидрофобность. Недостатки – поверхность утрачивает первоначальный цвет, становится липкой. Допускается не окрашивать, но тогда придется часто повторять обработку.
Антипирены. Повышают огнеупорность.
Антисептики. Эффективны против вредителей, грибков, плесени. Разрешается использовать для очистки уже загрязненных участков. Наносится в качестве основы для финишной окраски.
Отбеливатели. Устраняют пятна, потемнения на отдельных участках.
Льняное масло. Увеличивает влагостойкость, раскрывает структуру дерева. Можно дополнительно не обрабатывать, так как сохраняется естественный рисунок. Желательно заколеровать.

При выборе средств для окрашивания вагонки нужно помнить, что одни из них призваны подчеркнуть природную структуру древесины, все узоры, годовые кольца становятся ярко выраженными, приобретают своеобразный тон. 

Покрытие вагонки лаком Источник legko.com

Другие краски, наоборот, покрывают поверхность массивным слоем и скрывают текстуру дерева. К непрозрачным краскам относятся акриловые, масляные, водоэмульсионные.

Прозрачные – это лаки, морилка, некоторые другие краски. Их используют, когда вагонка новая, только что установлена, чтобы сохранить ее красоту и текстуру.

Современный красивый интерьерИсточник www.ivd.ru

Старые деревянные панели нужно обработать непрозрачными составами. Чтобы такая поверхность выглядела красиво, предварительно удаляют верхний слой старой древесины, ошкуривают ее. Это достаточно продолжительный и трудоемкий способ. Плотной краской желательно покрасить дешевые ель и сосну, так как они не выглядят достаточно красиво.

Цвета подбирают исходя из дизайна дома или отдельной комнаты. С помощью разных покрытий можно зонировать комнату, расставить акценты, сделать дизайн привлекательнее:

  • Лаки. Желательно выбрать акриловые, алкидные, на водной основе. Практически не затрагивают текстуру и красоту дерева. Образуют дополнительную защиту.
  • Декоративная глазурь (морилка). Можно покрасить дерево в любой оттенок, придать ему выраженную структуру. Имеет защитные свойства.
  • Водоэмульсионные краски. Подойдут для сухих помещений, обеспечивают матовую или полуматовую поверхность.
  • Масляные краски. Образуется крепкая непрозрачная пленка желаемого цвета.
  • Акриловая краска. Создает матовую или блестящую пленку.

Интерьер в беломИсточник dizainvfoto.ru

Оформление вагонкой мансардыИсточник poradovat.ru

Вагонка по цвету должна сочетаться с интерьером. Если отделка дома новая, то лучше использовать прозрачные лаки, лазури. Старую поверхность окрашивают красками.

Вагонка применяется и для внешней отделки стен дачного домика, ею подшивают крышу террасы, свесы кровли. Разные виды непрозрачных красок предотвращают потемнение дерева на свету, создают своеобразный ультрафиолетовый фильтр.

Многие пропитки содержат антипирены и антисептики. Или их необходимо нанести перед основной покраской. Это делается кистью, можно погрузить доски в подготовленный состав. Потемневшую от времени древесину можно отбелить.

Отделка дачного дома внутриИсточник www.pinterest.com

Основные параметры профиля по ГОСТ

Основные параметры вагонки регламентируются стандартам ГОСТ для профильных деталей из древесины для стройки и для пиломатериалов хвойных пород. Что касается длины профиля, то здесь строгих регламентов нет. Как правило, в продажу поступает вагонка от 2 до 6 метров. К ширине профиля также не существует особых предписаний, этот параметр варьируется от 13 до 120 мм. Покупатели, как правило, предпочитают приобретать тот тип профиля, который удобно транспортировать.

Ширина и длина профиля берутся за ориентир, когда необходимо определить приобретаемый объем продукции. Независимо от параметров вагонки, принцип монтажа изделия идентичен, что очень удобно для покупателя. При необходимости проведения ремонтных или демонтажных работ будет очень легко найти похожий профиль необходимого размера.

На упаковке изделия, как правило, параметры указываются в следующем порядке: сорт, толщина, ширина, длина. Особенности значений профиля во многом зависят от типа древесины, из которого он изготовлен. Также следует учитывать, что российские стандарты не соответствуют европейским.

Размеры и другие ГОСТы деревянного профиля

Евровагонка и отечественная имеют ряд различий. Например, у отечественных панелей отсутствует ГОСТ, чем активно пользуются недобросовестные производители, иногда самостоятельно подбирая размеры готовых изделий. В наше время на рынке можно встретить различные размеры, например:

  1. Толщина — от 1,2 до 4 см;
  2. Ширина — от 7,5 до 20 см;
  3. Размер шипа — от 0,4 до 0,5 см;
  4. Длина — от 20 до 600 см;

И хоть погрешности в готовый материал не закладываются, все же такие недочеты достаточно нередки.

Евровагонка обладает более конкретными параметрами, при выборе такого профиля встречается ограниченный разброс в размерах:

  • Толщина — 1,3; 1,6; 1,9 см соответственно;
  • Ширина — 8, 10, 11, 12 см;
  • Длина варьируется — от 50 до 600 см;
  • Шип — от 0,8 до 0,9 см.

Погрешности строго регламентируются и могут колебаться в пределах: ширина — 0,7 см, длина — 0,5 см, толщина — 0,1 см, шип — не более 0,1 см.

Деревянный профиль изготавливают из разных пород. Чаще всего для изготовления панелей используют определенные сорта, такие как дуб, ольха, липа и осина, это из лиственных, хвойные представлены, как правило, породами — кедр, лиственница и сосна. От выбранного вами материала во многом зависит и итоговая цена вашего покрытия.

Чтобы не платить лишних денег, стоит очень внимательно рассчитать необходимое количество материала. Вот несколько вариантов древесины, ее параметры и характеристики.

Дуб — как правило, применяется для облицовки жилых помещений, обладает природным, красивым внешним видом. В отличие от других пород, вагонка из дуба является очень прочной, хоть и в разы тяжелее, отделка таким материалом прослужит долго благодаря своей износостойкости. Параметры дубового профиля: ширина — от 5 до 10,8 см (в зависимости от изготовителя), длина — от 100 до 300см (чаще всего встречаются 300 см, 270 см, 250 см, 180 см), толщина варьируется от 1,25 см до 1,5 см (нередко 1,4 см).

Осина — панели из этой породы дерева используются для отделки внутренних помещений, особое предпочтение этому материалу отдают при обшивке парилок и бань. На рынке встречается материал как зарубежных, так и отечественных производителей. К образцам иностранной продукции повышенные требования к качеству сырья, а также к влажности и размерам. По этой причине импортный профиль на несколько порядков дороже и соответствует европейскому стандарту DIN 68126.

Наши изготовители данный стандарт не соблюдают, но зачастую пользуются ГОСТом, в котором качество значительно ниже, нежели в европейском стандарте. Но как зарубежные, так и наши производители, используют такие размеры: общая ширина — 9,6 см, рабочая ширина вагонки равняется 8,8 см, длина — от 100 до 300 см, и толщина — от 1,25 см до 1,5 см (евростандарт — 1,25 см).

Как выбрать?

Чтобы купить вагонку, которая прослужит долго и будет весь эксплуатационный срок радовать глаз, стоит учесть несколько нюансов. Например, мало кто знает, что уровень влажности на деле после сушки обычного и европрофиля может отличаться. Если у евровагонки он составляет 15%, влажность обшивной доски классического типа может составлять 20 и даже 25%. Это может негативно отразиться не только на ее эксплуатации, но и монтаже, а также транспортировке.

Евровагонка отвечает европейским стандартам, ее производят на лучшем оборудовании, за счет чего она практически лишена сучков и имеет безупречную лицевую поверхность профиля. Выбирать облицовку нужно с учетом условий его эксплуатации. К примеру, доска из хвои с большим содержанием смол и эфирных масел препятствует образованию и распространению грибка и способна выдержать высокую влажность.

Однако ею нельзя обшивать стены и особенно потолок бани либо сауны.

Опасность ее применения в таких условиях связана с тем, что с процессом выделения смолы профиль становится липким. Он может возгораться. Перед покупкой нужно уточнить у продавца, подвергался ли материал предварительному обессмоливанию. Хорошим выбором материала для отделки бани либо сауны станет профиль из кедра, липы либо лиственницы.

При покупке можно обратить внимание на ровность ламелей. Если они имеют дугу, это говорит о неправильном хранении

Для покупателя это опасно тем, что доска с дугой не будет служить долго и вполне может выйти из замкового соединения. Кстати, чтобы не быть обманутым, можно попросить продавца продемонстрировать процент влажности вагонки. На такой случай в магазине всегда имеется специальный инструмент для ее проверки.

Вагонка из пихты встречается в продаже реже, чем профиль из ели и лиственницы. Однако материал обладает отменными эксплуатационными свойствами и практически не уступает по ним кедру. Такое сырье применяют и в производстве мебели, причем пихта считается лучшей альтернативой дорогого кедра. Для отделки бани можно присмотреться к профилю из ясеня (хвоя в этом случае является не лучшим выбором).

Ширина вагонки зависит от метража и высоты стен. Желательно не покупать слишком широкую доску, поскольку она менее подвержена деформации и проще в монтаже. При желании создать нечто особенное можно приобрести профиль комбинированного типа. Чередование досок меньшей и большей ширины позволит избежать ощущения дробления комнаты и создать необычный эффект облицовки.

Однако такой прием нужно разрабатывать вместе с дизайнером, ведь опытный специалист лучше видит, в каком месте и как это будет смотреться гармонично. К примеру, не будет красиво смотреться подобная обшивка и «американки» (вагонки внахлест). Блок-хаус не смотрится красиво в обшивке маленьких помещений. Имитация бруса может придать строению изнутри уникальный и даже красивый природный вид, но только в случае достаточной площади.

Стандарты на профилированные облицовочные панели

Типовые размеры облицовочных панелей нормируются отечественными ГОСТами и европейскими стандартами. При этом размеры деревянной или пластиковой вагонки различаются, как и технические требования к ним.

Нормы для деревянных изделий

Отечественные и зарубежные производители придерживаются таких стандартов при производстве облицовочных пиломатериалов из дерева:

  • российские – ГОСТ 8242–88 (описывает любые профилированные изделия из древесины, используемые в строительстве, подробнее данные можно посмотреть здесь) и ГОСТ 8486–86 (пиломатериалы хвойных пород древесины);
  • Евросоюза – DIN 68126/86 (детальная информация представлена здесь)

Оба типа стандартов описывают требования к качеству древесины и ее обработки, допустимые отклонения размеров, прочность материала и клеевых соединений (если они присутствуют). Нормируется также допустимая влажность пиломатериалов: для изделий, используемых в помещении она составляет 8…12%, для наружных работ – 8…15%. Допустимая влажность 20% приемлема только по согласованию производителя и продавца, при этом покупателей обязаны осведомить о измененных условиях хранения.

Нормирующие требования для МДФ панелей

В РФ не приняты государственные стандарты на производство МДФ-панелей. Поэтому ширина и толщина вагонки, а также условия ее производства разнятся у разных выпускающих предприятий. Нормируются только материалы, на основе которых создаются стеновые панели МДФ:

  • щепа технологическая согласно ГОСТ 15815-83;
  • смола КФ-МТ-15 (карбамидоформальдегидная) по ТУ 6-05-211-1435-87.

Чтобы избежать покупки некачественного материала, необходимо проверить маркировку на упаковке. Важные параметры:

  • данные о производителе, технических условиях производства;
  • область применения плит;
  • их размеры;
  • степень эмиссии формальдегида.

Последний показатель Е1 показывает, сколько миллиграмм вредного вещества выделяют 100 грамм сухой массы материала. Для Евросоюза приемлемым считается Е1 = 8, для РФ Е1 = 10.

Стандарты для ПВХ-панелей

Производство полимерных изделий для внутренней облицовки и других работ внутри помещения нормируется ГОСТ 19111-2001. При этом наиболее значимыми параметрами, которые учитывает стандарт для пластиковой вагонки, являются:

  1. абсолютная деформация при вдавливании – 0,2…1,0 мм;
  2. изменение линейных размеров – не более 2%;
  3. стойкость к удару при температуре +23…-2 градуса Цельсия – не допускается разрушение более 10% образцов;
  4. сохранение цвета и вида поверхности при отсутствии прямых солнечных лучей не менее 3 лет (в зависимости от класса изделий, при наличии УФ-защитной пленки или покрытия срок эксплуатации с сохранением внешнего вида увеличивается в 2….2,5 раза).

Размеры облицовочных панелей не нормируются, контролируется только толщина и количество ребер жесткости внутри планки – они должны выполнение пункта 3.

Немного о нашей и зарубежной вагонке

Само название произошло от того, что изначально этим материалом обшивали вагоны, в целях защиты грузов от перепадов температур. Этот материал не дорогой, и был превосходным решением, ведь гораздо целесообразнее было использовать древесину, нежели другие материалы. Изначально панели крепились к стенам вагонов, что, в свою очередь, было непросто и очень трудоемко, впоследствии у вагонки появилось соединение паз-шип, что значительно упростило установку и предотвратило появление щелей. Идея была одобрена, и данный способ облицовки стал очень популярным, и встречается теперь повсеместно.

В зарубежных строительных магазинах вам следует искать профилированные панели, которые соответствуют стандарту DIN 68126/86, установленному в Европе, обладающему более жесткими требованиями, чем наш отечественный ГОСТ. По этой причине нашим потребителям такой материал более знаком под названием «Евровагонка».

Отечественная вагонка, изготовленная по советским стандартам, не соответствует ряду характеристик. Как правило, потребитель предъявляет такие претензии, как:

  • Неудобство монтажа;
  • Слишком высокая влажность — при 20-25 % влажности и при толщине изделия в 20 мм при усыхании не исключена деформация;
  • Маленький шип — постоянно выскакивающий из паза;
  • Ворс на поверхности;
  • Неконтролируемое количество сучков;

Преимущества евроматериала очевидны:

  • Оптимальная форма, более длинный шип защитит от деформации, удачно выбрана ширина и толщина панелей (88 (без шипа, с шипом 95) и 12,5 мм соответственно), вентиляционные канавки и широкий ассортимент;
  • Отсутствует ворса на фронтальной стороне изделия, а также тщательно подогнан замок паз-шип для простоты монтажа;
  • Влажность панелей не превышает 10-15 %, что исключает деформирование и появление паразитов и гнили в изделии;
  • После изготовления материал сортируется на 4 сорта, в зависимости от качества древесины и других производственных недостатков.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий