Проекты планировки и межевания линейных объектов

Состав проекта планировки

Любой проект, описывающий тот или иной элемент структуры планировки города или другого населенного пункта, состоит из технической (чертежи) и описательной (аналитические материалы) частей. Требования к содержанию четко регулируются законодательством, поэтому вне зависимости от назначения, расположения и других особенностей территории следует исходить из следующих разделов проекта планировки:

  1. Основная часть – это собственно чертеж (схема) участка. На ней наносятся:
  • все границы застроенных, освоенных областей, а также зон, на которых предполагается строительство жилых и/или производственных объектов;
  • так называемые красные линии, которые выделяют границы земли с линейными объектами.
  1. Аналитическая часть – подробное положение, содержащее материалы о предполагаемом развитии территории, а также о технических характеристиках развития и их изменении во времени:
  • жилые здания;
  • производственные помещения;
  • объекты любой инфраструктуры, обслуживающей район (дороги, инженерные сети, больницы, школы и т.п.);
  • очередность введения объектов, которые предполагается возводить на данной территории.
  1. Наконец, отдельно выделяется раздел с материалами, обосновывающими особенности именно такого проекта:
  • результаты и интерпретация результатов исследований инженеров;
  • обоснование границы каждой зоны, а также возможного изменения этой границы, предусмотренного в плане развития;
  • схема с расположением каждого капитального объекта;
  • проходы ко всем водоемам (искусственным и естественным), предназначенным для свободного доступа;
  • полный список планируемых мероприятий, связанных с охраной природы, мер гражданской обороны, экологической защиты территории (в особенности для тех населенных пунктов, которые располагаются рядом с атомными электростанциями);
  • так называемая вертикальная планировка участка, а также другие материалы, учитывающие индивидуальные особенности земельного участка.

Пример реального проекта приведен на рисунке.

Практическое значение ПМТ

Анализируя требования закона к проектам межевания, может создаться впечатление, что подготовка такой документации лежит исключительно в ведении местной администрации и никак не затрагивает обычного человека. На практике все обстоит не совсем так. Да, в некоторых случаях проект межевания готовится или муниципальной властью, или крупной компанией, например, застройщиком, но документ этот имеет и практический смысл, затрагивающий каждого владельца земельного участка.

Рассмотрим подробнее. С 2020 года межевание участка стало обязательной процедурой. Без установления границ землю нельзя поставить на кадастровый учет, зарегистрировать на нее право собственности. Любая сделка с землей, в отношении которой не было размежевания границ, будет признана ничтожной, так как де-юре вы не являетесь ее собственником. А для того, чтобы юридически закрепить свое право собственности, нужно установить границы, внести изменения в кадастр и ЕГРП.

Здесь и кроется один серьезный нюанс. Если по закону для территории, на которой находится ваша земля, должен быть подготовлен проект планировки и межевания, но этого по какой-то причине не было сделано, вы не сможете законно установить границы своего ЗУ. Со всеми последствиями. Конечно, землей вы, скорее всего, будете продолжать беспрепятственно пользоваться, но распоряжаться ей не сможете.

Рассмотрим этот нюанс на примере. У вас есть земля, которая досталась вам по наследству. Она была ранее зарегистрирована, но межевания не проводилось. Вы зарегистрировали свои права собственности до 2020 года. С необходимостью размежевать участок вы столкнетесь не только в случае споров с соседями. Если вы планируете строить или реконструировать дом, подвести коммуникации, вам потребуется пройти процедуру межевания. Иначе нельзя. Но если в отношении территории не был подготовлен проект межевания, установить границы невозможно.

Состав проекта межевания земельных участков

План начинается с первого титульного листа. На нем указываются сведения об исполнителе, информация о содержании и структуре проекта.

Состоит план из нескольких частей (п. 5 ст. 22 ФЗ № 218):

  • текстовая;
  • чертежи.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Текстовая часть

Следующая страница после титульного листа — содержание проекта. В нем фиксируются части с указанием страниц. Количество листов зависит от специфики конкретного плана, поэтому может сильно отличаться. Аналогична только очередность изложения сути документа и форма.

Текстовая часть включает (ст. 22 ФЗ № 218):

  • первичные сведения (данные о документации, которую передал собственник);
  • специальную пояснительную записку, в которой содержится информация о ЗУ;
  • перечень собственников объекта, несколько слов о каждом;
  • полные данные об общем участке, из которого выделяют часть.

Бумага обязательно согласуется с собственниками, указанными в списке, и утверждается.

Чертежи

Чертежи составляют графическую часть плана. Стандартно располагается на листе формата А4, но допустимо увеличить размер для изображения карты.

Чертежи содержат:

  • границы;
  • кадастровый номер;
  • координаты;
  • межевые знаки;
  • площадь;
  • соседние участки.

План составляется от руки или с помощью специализированных программ на компьютере. Когда исполнитель самостоятельно рисует графическую часть, то необходимо использовать ручку с чернилами синего цвета.

Исправления допустимы, но обязательно заверяются печатью и росписью кадастрового инженера, который утверждал проект.

Материалы обоснования

В части располагаются границы:

  • природных объектов, которые охраняются государством;
  • участков, имеющих особые условия использования;
  • объекты, которые обладают исторической или культурной ценностью;
  • участки территории капитального строительства.

https://youtube.com/watch?v=B3FOZ3MxoSk

Стоимость проекта

Стоимость проекта межевания рассчитывается с учетом сложности его изготовления, а также предназначения объектов, которые будут на нем возводиться

Размер расходов, предстоящих заказчику, устанавливается в зависимости от множества причин.

В каждом определенном случае стоимость проекта будет считаться индивидуально.

Она зависит от количества работы и площади объекта. А так же от степени сложности самого процесса и видов объектов, которые необходимо построить.

Например, есть несколько разновидностей объектов, для которых могут разрабатываться проекты:

  1. Здания для здравоохранения.
  2. Жилые дома.
  3. Здания, с помощью которых предоставляются определенные виды услуг. К примеру, туристическая база или гостиница.
  4. Дома с большим количеством квартир.
  5. Здания с сельскохозяйственным направлением.
  6. Склады.
  7. Промышленные помещения.
  8. Спортивные сооружения.
  9. Образовательные учреждения.

Ориентировочная стоимость таких работ составляет от четыреста до одной тысячи рублей.

Если бы эта процедура проводилась бесплатно, конечно, глупо было бы сразу не делать её. Но если нет средств, законодательство дает возможность регистрации земли без данной процедуры. Можно оформить собственность, а в случае необходимости межевать участок.

Следует понимать, что нарушения при составлении такой документации говорят о неосведомленности, а так же небрежности исполнителей, занимающихся разработками проекта.

Именно поэтому, важно критично подходить к выбору исполнителя для планировки территории. Более подробно о покупке земельного участка и межевании расскажет опытный юрист, смотрим видео:

Более подробно о покупке земельного участка и межевании расскажет опытный юрист, смотрим видео:

Поделитесь записью

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Дударев Федор Владимирович says: 25.03.2018 в 00:11

    Я делал проект межевания территории, когда продавал дачу и не столкнулся с трудностями, так как нанял специалиста-юриста и он оформил все бумаги, а его друг продал для меня дачу. Он риэлтор.

    Ответить

Графическая часть межевого плана

Помимо текстового блока, межевой план включает в себя графическую часть – отображение полученных сведений, расчетов и измерений на схемах и чертежах. В состав обязательных разделов графической части межевого плана Приказ № 921 включает схему расположения объекта и чертеж участка или его частей. К дополнительным разделам графического блока, которые могут заполнять при проведении отдельных видов кадастровых работ, относятся схема геодезических построений и абрисы узловых точек границ объекта.

Схема расположения земельных участков

Графическая часть межевого плана оформляется одновременно для всех образуемых наделов или их частей. При уточнении границ и площади кадастровый инженер проводит графическое отображение границ каждого уточняемого участка. Схема расположения участков изготавливается на основе сведений ЕГРН, содержащих картографические данные, либо с использованием иного картографического материала.

При заполнении указанного раздела, местоположение участка отображается в графической форме относительно смежных объектов и границ кадастрового деления, а на схеме указываются:

  • границы объекта, на котором проводились кадастровые работы, а также границы смежных наделов;
  • границы муниципальных образований или населенных пунктов;
  • границы кадастрового деления;
  • границы территориальных зон, объектов культурного наследия и т.д.

Если межевой план изготавливается при формировании и образовании нового объекта, на схеме будут отражены земли или участки общего пользования.

Чертеж земельных участков и их частей

Чертеж участка или его частей является обязательным элементом межевого плана. В содержание этого блока включаются следующие данные:

  • местоположение существующих, новых и прекращающих существование характерных точек границ;
  • части границ участков, а также частей объектов;
  • обозначения земельных наделов и характерных точек границ.

При переносе указанных сведений в чертеж, кадастровый инженер обязан использовать масштаб, обеспечивающий читаемость местоположения характерных точек границ. На поле чертежа отображаются все образуемые или уточняемые участки, а также их части. Оформление чертежа допускает использование выносок или врезок на отдельных листах, если это необходимо для отображения отдельных точек границ.

Если межевой план составляется для уточнения границ участка, на обороте чертежа оформляется акт согласования. При заполнении указанного акта, в обязательном порядке указываются паспортные данные правообладателей смежных объектов, либо сведения об их представителях.

Дополнительные разделы графической части

Схема геодезических построений учитывает сведения, полученные в результате измерений участка. В частности, этот раздел будет включать в себя:

  • схематичное изображение объекта, в отношении которого проводились кадастровые работы;
  • расположение на местности пунктов геодезической основы;
  • расположение точек съемочного обоснования, и т.д.

Содержание указанной схемы может существенно отличаться в зависимости от использованных методов определения координат. Наиболее точным является метод спутниковых геодезических измерений, при котором на схеме отражаются пункты и базовые станции геодезической основы, а также расстояние от базовых станций до ближайшей характерной точки границы.

Приказом № 921 регламентировано условие, при котором в межевой план включается раздел «Абрисы узловых точек границ земельных участков» – если узловая точка располагается в радиусе до 40 метров от трех, или более, долговременных и четко опознаваемых объектов (например, элементы объектов капитального строительства – зданий, сооружений и т.д.). Узловой точкой признается характерная точка, общая для границ трех и более земельных наделов. При отображении абриса указывается расстояние до опознаваемых объектов местности.

Проект межевания территории линейного объекта (+ образец проекта)

Говоря о «линейных объектах» (далее – ЛО), законодатель не дает нам четкого юридического определения.

Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ понимает под ЛО дороги (автомобильные и железные), линии электропередач, нефте-, газопроводы и иные подобные сооружения.

Градостроительный кодекс дает перечень ЛО в п.10.1 ст.1 – линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автодороги, ж/д линии и иные объекты.

В каждом из приведенных нормативно-правовых актов осталась недосказанность. К ЛО можно причислять и линии метрополитена, и мосты, и туннели и т. д.

Как можно понять из законодательных актов, линейными объектами могут быть самые разные сооружения, как по назначению, так и по виду. Их отличие от остальных объектов – протяженность. Это и склады, и газо-, нефте-, путепроводы, и линии связи, и другие сооружения. Эти сооружения могут быть и наземными, и располагаться под землей. Для основной массы таких объектов, как правило, наземных, требуется обязательное оформление земли под застройку. Для процедуры оформления земель под ЛО есть характерные особенности. Основные затруднения заключаются в том, что протяженность таких объектов очень велика, и железная дорога, например, или федеральная трасса могут проходить через земли СНТ (садоводческих товариществ), садовых участков, сельскохозяйственные, пашенные наделы, то есть земли самых разных владельцев – от собственников земли до пользователей наделов.

Если смотреть с точки зрения обывателя, то кажется, что при строительстве автомагистрали или газопровода нужно было бы заключить договор аренды части надела со всеми собственниками, но на деле все происходит иначе.

Если земли муниципальные и объект тоже, то подписывается акт о выборе участка под ЛО, и эта земля исключается из муниципальной собственности (читайте,как взять в аренду муниципальную землю). Если ЛО имеет собственника, то для его строительства требуется согласие владельцев земель, через которые он будет проложен. С ним будет заключаться договор аренды с условием бессрочной эксплуатации. Следующим этапом будет подготовка ПМТ и регистрация в кадастре. Затраты застройщика такого ЛО существенно возрастут за счет компенсации издержек владельцам з/у.

Если ЛО предполагается построить на с/х землях, то сначала придется выделить нужный надел, то есть заняться перераспределением земель, зарегистрировать преимущественное право, а только потом составлять договор аренды.

Проектирование и межевание при строительстве ЛО, регламентированы ст. 89 – 91 ЗК РФ.

Образец ППТ И ПМТ линейного объекта (автомобильная городская дорога)

Проект межевания территории

Решение о подготовке градостроительной документации, в том числе и таких документов, как проект планировки и проект межевания территорий, принимает орган местного самоуправления самостоятельно либо по заявлению заинтересованных лиц.

Эти два вида документов могут разрабатываться как отдельно, так и совместно — в этом случае проект межевания является составной частью проекта планировки.

Необходимость подготовки проекта планировки и проекта межевания территории разберем на примере создания садоводческого товарищества. Общая территория товарищества, поставленная на кадастровый учёт под определенным кадастровым номером, предполагает ее разделения на земельные участки отдельных собственников и земельные участки общего пользования. При этом в проекте планировки территории устанавливаются зоны размещения садовых участков, транспортной инфраструктуры, систем водо- и электроснабжения и т.д. по всей территории товарищества, а проектом межевания территории устанавливаются границы земельных участков запланированных зон.

То есть, проект планировки территории — это документ, выделяющий элементы планировочной структуры, устанавливающий параметры их развития, выделяющий зоны размещения объектов капитального строительства, а проект межевания — это документ, устанавливающий границы земельных участков.

Кроме того, проект межевания территории необходим в случаях образования земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; при образовании земельных участков в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; при образовании земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; при образовании земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Проект межевания территории кроме текстовой части включает в себя чертеж межевания территории, на котором отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

Помимо этого в проекте межевания территории также должны быть указаны: площади образуемых и изменяемых земельных участков и их частей; образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования или имуществу общего пользования; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных Земельным кодексом.

После того как проект межевания территории готов, он выносится на публичные слушания. На данном этапе заинтересованные лица могут увидеть проект и потребовать внести в него изменения и дополнения. В этом случае орган местного самоуправления обязан рассмотреть замечания, но окончательное решение — утвердить проект, отвергнуть его или отправить на доработку остается за органом власти.

Сведения утвержденного проекта межевания территории подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, но это не означает, что заинтересованные лица автоматически становятся собственниками объектов недвижимости. Чтобы стать реальными хозяевами на своей земле, они должны заказать в специализированной организации межевой план, поставить объект недвижимости на кадастровый учет и зарегистрировать свои права.

Второй комментарий к статье 43 ГрК РФ

1. Разработка проектов межевания территории в соответствии с ч. 5 ст. 41 Кодекса является необязательной (в зависимости от задания на подготовку документации по планировке территории) составной частью подготовки документации по планировке территории, порядок подготовки которой определяется соответствующим Положением (см. Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 77 “О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти”). При этом основанием проекта межевания территории согласно ч. 9 ст. 42 Кодекса обозначен проект планировки территории, в составе которого (или отдельно) в порядке ч. 3 комментируемой статьи осуществляется подготовка такого проекта. Следует отметить, что общие правила межевания и установления границ земельных участков регламентированы нормами ЗК РФ, согласно ч. 5 ст. 11.4 которого проект межевания территории является основанием раздела земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Иными словами, проект межевания территории обусловливает формирование земельного участка – основного объекта правоотношений в сфере земельного законодательства. Например, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 16.2 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства” решения Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства об образовании земельных участков из земельных участков Фонда принимаются, при наличии утвержденного проекта межевания территории, в составе документации по планировке территории, в границах которой расположены земельные участки Фонда. При разработке проекта межевания территорий в порядке СНиП 11-04-2003. Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. Постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150) должны соблюдаться три общих требования: – установление границ проектируемых земельных участков в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды и проходы к ним; – запрет изменения границ существующих землепользований при разработке плана межевания, за исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд, в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков; – запрет межевания территорий, занятых транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земель общего пользования.

2. Требованиями комментируемой статьи законодатель установил правовые основы подготовки и состава проектов межевания территорий, а именно: – определение в ч. 1 настоящей статьи предмета подготовки проектов межевания территорий (застроенные и подлежащие застройке территории, расположенные в границах элементов планировочной структуры); – обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи двух целей подготовки проектов межевания застроенных территорий, а также двух целей подготовки проектов межевания подлежащих застройке территорий; – регламентация требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи двух видов процедуры подготовки проектов межевания территорий (в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа); – установление в нормах ч. 4 рассматриваемой статьи правил определения размеров земельных участков в границах застроенных территорий с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий; – определение в ч. 5 настоящей статьи исчерпывающего перечня восьми категорий сведений в составе проекта межевания территории, включающего в себя чертежи межевания территории; – обозначение в нормах ч. 6 комментируемой статьи правила подготовки в порядке ст. 44 Кодекса градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и градостроительных планов застроенных земельных участков в составе проектов межевания территорий.

Публичные слушания

Ещё одним важным этапом процедуры проектирования линейного объекта являются публичные слушания. Порядок их проведения закреплен в Градостроительном кодексе РФ. Участниками такой процедуры могут быть люди, проживающие на территории, где объект будет возведен, а также пользователи земельных участков, граничащих с ней.

Публичные слушания начинаются с уведомления потенциальных участников. Оно должно содержать в себе следующие данные:

  1. Сведения о проекте, который будет обсуждаться.
  2. Сроки и порядок проведения мероприятия.
  3. Дата и место открытия экспозиции проекта.
  4. Порядок и срок внесения замечаний и предложений участниками обсуждений.
  5. Информацию об интернет-сайте, на котором будут размещены данные о проекте.

Уведомление об обсуждении должно произойти не позднее, чем за семь суток, до опубликования информации в официальных источниках.

Следующим этапом является размещение соответствующей информации. Данные должны быть опубликованы не только в интернете, но и на стендах организации, в которой будут происходить обсуждения. Затем проводится экспозиция проекта. То есть каждый из участников сможет ознакомиться с макетом объекта, а также другими фото и видеоматериалами. После этого готовится протокол мероприятия. К нему должны быть приложены данные всех юридических и физических лиц, которые принимали участие в обсуждении.

Они рассматриваются всегда, за исключением случаев, если инициатор сообщил недостоверные данные. Все участники имеют равные права по доступу к информации, касающейся обсуждаемого проекта. Итогом обсуждения является заключение.

Оно должно содержать в себе:

  1. Дату оформления.
  2. Название обсуждаемого проекта.
  3. Реквизиты протокола, подготовленного по результатам публичных обсуждений.
  4. Характер замечаний и предложений участников.
  5. Рекомендации организатора мероприятия.

Заключение должно быть опубликовано в том же порядке, который предусмотрен для решений местных органов власти. Это, прежде всего, СМИ. Также информация размещается на сайте местной администрации. Законом определены сроки проведения общественных обсуждений. Минимальный составляет один месяц, максимальный – три.

Согласование

Предпоследним этапом идет согласования составленного проекта. Этот шаг весьма важен, так как он затрагивает интересы не только местной администрации, но и частных лиц, а также юридических организаций. Согласование подразумевает формирование специальной комиссии, которая рассмотрит все предоставленные документы, а также результаты проведения топографической съемки и вынесет свой вердикт.

Согласование может проходить в один этап в виде публичных слушаний, но в некоторых случаях требуется проведение и вторичной процедуры. Такой порядок нужен в тех случаях, когда речь идет о проектировании территории, являющейся общей долевой собственностью. При таком владении не обойтись без участия дольщиков, которые также должны выразить свое мнение о подготовленном ПМТ. Дольщики допускаются к голосованию уже после публичных слушаний, с учетом всех внесенных корректировок.

На последнем этапе ПМТ согласовывают коммунальные службы, которые впоследствии будут предоставлять свои услуги в обустроенные объекты недвижимости.

Успенское сельское поселение

вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов — в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.

е) вдоль трасс межпоселковых газопроводов, проходящих по лесам и древесно-кустарниковой растительности, — в виде просек шириной 6 метров, по 3 метра с каждой стороны газопровода. Для надземных участков газопроводов расстояние от деревьев до трубопровода должно быть не менее высоты деревьев в течение всего срока эксплуатации газопровода.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий