В каких случаях требуется разрешение Росавиации на строительство объекта и как его получить?

Что можно строить без него: перечень объектов, не требующих согласования

Рассмотрим объекты, на которые документ получать не нужно:

  1. Объекты вспомогательного назначения, расположенные на участке, принадлежащем гражданину. Хозяйственные постройки: гаражи, бани, сараи, возведенные для личных целей.
  2. Объекты вспомогательного назначения, используемые в коммерческих целях. Например, к ТЦ пристраиваются ангары, склады, помещения выставочного назначения.
  3. Объекты, не относящиеся к категории сооружений капитального назначения. В категорию входят ангары по каркасной технологии, павильоны небольшой площади, временные постройки, не имеющие фундамента с возможностью оперативного монтажа и сбора, транспортировки.

В 2018 году были введены поправки в Градостроительный Кодекс РФ N 340-ФЗ. Для строительства частного дома под ИЖС не требуется получать разрешение.

Поправки призваны упростить юридическую процедуру начала и окончания строительных работ: вместо разрешения достаточно уведомления. Застройщик отправляет документ в местные органы власти. Всего это делается дважды: перед началом и по завершению строительства.

Вспомогательные объекты, указанные в перечне, имеют критерии своего назначения:

  • минимальная функциональная нагрузка по сравнению с капитальными сооружениями;
  • сооружение не функционирует без головного объекта;
  • конструктивные детали вспомогательного объекта существенно не влияют на работу основного сооружения;
  • обособленность вспомогательного объекта;
  • наличие отдельного входа.

Право собственности на такие объекты в Росреестре проходит упрощенную регистрацию на основании поданной собственником декларации. В этом документе уполномоченный орган оценивает факт создания вспомогательного объекта, изучает его технические характеристики, без требований к наличию на него разрешения.

Отсутствие требований на получение разрешения на такие объекты, как хозяйственный блок, склад, сарай, пристройку, баню определено признаками объектов вспомогательного назначения. Пояснения содержатся на законодательном уровне, закреплены положениями судебной практики.

В частности:

  1. Градостроительный Кодекс, ст. 51, п. 17.

  2. N384-ФЗ от 2009, ст. 4, п. 10: устанавливает критерии отнесения сооружений к вспомогательным, поясняет факт отсутствия требований одобрения на строительство.
  3. Письмо, составленное Министерством регионального развития (06.2009 №19669-ИП/08). Документ устанавливает алгоритм проведения государственной экспертизы объектов, отнесенных к капитальному строительству.

    В письме установлено, что объекты вспомогательного назначения не подпадают под государственную экспертизу, следовательно, их возведение не требует одобрения.

Среди перечня НПА, регулирующих порядок оформления строительства капитальных объектов, интерес представляют положения, содержащиеся в определении ВАС РФ 2012 №ВАС-15260/12 от 2012 года.

Вспомогательные объекты не признаются недвижимостью, рассматриваются как улучшение земельного надела, на котором они построены, либо в качестве улучшающих функциональность основного объекта. Поэтому они следуют правовой судьбе капитального сооружения.

Следуя логике ВАС, становится понятным, что при строительстве объектов вспомогательного назначения (заборы, пристройки, хозпостройки (сараи, хозблоки), склады) не нужно получать разрешения, так одобрение уполномоченных органов касается возведения недвижимости. А вспомогательные постройки к недвижимости не относятся. Критерии определения недвижимого имущества установлены в ст. 130 ГК РФ.

Почему необходимо получать разрешение

Участки местности, на которые распространяется понятие «приаэродромная территория» определены в Постановлении Правительства РФ №138, в котором установлены требования использования воздушного и наземного пространства, обеспечивающих нормальное функционирование и безопасность воздушного транспорта.,

Для этого определены 7 классов наземных сооружений, которые возводятся в служебно-технической (СТЗ) зоне аэродрома.

На этой территории разрешается возводить:

  • Ангары;
  • Грузовые и пассажирские аэровокзалы;
  • Командно-диспетчерские пункты;
  • Мастерские по ремонту авиатехники;
  • Топливо-заправочные станции;
  • Складские помещения;
  • Другие здания и территории, используемые исключительно для целей обеспечения деятельности аэродрома.

В отношении жилых, промышленно-производственных строений и объектов необходимо производить предварительное согласование с Росавиацией, Роспотребнадзором и местными органами власти.

Для получения разрешения на строительство в зоне, прилегающей к аэродрому, необходимо учитывать требования:

  • Земельного кодекса (ч. 5 ст. 90);
  • Воздушным кодексом (ст. 47);
  • ФЗ-342 от 03.08.2018 г. ;
  • Приказа Минпромторга № 1215 от 30.12.2009 г.

Перед принятием решения о начале согласования строительства на приаэродромной территории, рекомендуется ознакомится с картой целевого назначения земель в отделе градостроительства и архитектуры местного органа власти. На карте деется четкое обозначение зон (их 7), определенных Воздушным кодексом, с обозначением допустимых к возведению строений (объектов). 

Планируя согласование, следует учитывать, что в зоне размещения аэродромов запрещено строительство:

  • жилых многоэтажных домов и инфраструктуры, обеспечивающей их (за исключением гостиниц, обслуживающих пассажиров аэровокзала);
  • радиостанций;
  • ЛЭП;
  • предприятий, создающих повышенный шум;
  • зернохранилищ и мусорных полигонов (мусороперерабатывающих заводов).

Последнее требование обусловлено тем, что указанные объекты привлекают большое количество птиц, создающих помехи полетам.

Порядок согласования

Чаще всего, за согласованием в местные администрации, обращаются индивидуальные застройщики, владельцы участков, расположенных в 3-7 зонах аэродрома. В них можно строить малоэтажные жилые дома, но все равно, необходимо оформить разрешение.

В соответствии с «Методическими рекомендациями» ФАВТ от 10.08.2016 г. согласование осуществляют местные (территориальные) органы Росавиации, на основании заявок, поступивших от операторов. В том числе, запросов от местных органов власти, принявших «пакет» документов на разрешение строительства в приаэродромной зоне.

Местная администрация не вправе требовать, чтобы заявитель самостоятельно согласовывал разрешение на строительство в Росавиации. Так же? она не вправе отказать в приеме документов. Направлять запрос на согласование  — обязанность местных органов власти, о которой не знают заявители.

ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ.
По данным Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ на территории РТ расположены следующие объекты: аэропорт «Казань» (АО «Международный аэропорт Казань»), аэропорт «Бегишево» (Нижнекамск) (АО «Аэропорт «Бегишево»), аэропорт «Бугульма» (ООО «Аэропорт «Бугульма»), аэродром «Куркачи» (АНО «ЦАК РТ ДОСААФ России» и АО «Казанское Авиапредприятие»).
Аэродромы и вертодромы экспериментальной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации Российской Федерации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области оборонной промышленности. На территории РТ к аэродромам экспериментальной авиации относятся аэродром «Борисоглебское» (ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение») и аэродром «Юдино» (ОАО «Казанский вертолетный завод»).Аэродромы также подразделяются на аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования.Перечень аэродромов совместного базирования утвержден распоряжением Правительства РФ от 10.08.2007 № 1034-р. На территории РТ к аэродромам совместного базирования относятся аэропорт «Казань» и аэродром «Куркачи».

  • Аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов.
  • Объекты единой системы организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения определен федеральными авиационными правилами (утв. приказом Минтранса России от 18.04.2005 № 31).
  • Наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации;
  • Здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг, обеспечения государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства.

Можно ли согласовать строительство в охранной зоне газопровода?

При соблюдении требований к строительству, согласовать возведение объекта в охранной зоне газопровода можно. Главное полностью исключить вероятность повреждения магистрали. В этих целях приходится получать разрешение на строительство в уполномоченных органах (как правило, это организации, отвечающие за конкретную ветку газопровода).

С письменного согласия собственника магистрального трубопровода допускается размещение следующих объектов:

  • загоны для скота, места хранения удобрений и сена;
  • туристические стоянки, причалы для судов;
  • гаражи, парковки и стоянки для транспорта;
  • инженерные коммуникации и прочее.

Однако здания и другие капитальные объекты размещать в охранной зоне (ближе 25 метров от газопровода) запрещено. Особенно данный запрет касается объектов индивидуального жилищного строительства (частные дома, коттеджи и прочие).

Помимо собственника магистрального трубопровода, согласование строительных работ может проводиться с организацией, эксплуатирующей его. Если построить объект из списка, указанного выше, без разрешения уполномоченного органа, его обяжут снести за собственный счет. Либо такое строение демонтируется, а расходы в судебном порядке взыскиваются с нарушителя.

Если же вы построите частный дом в охранной зоне газопровода, его обяжут снести в любом случае. Подобные объекты нарушают правила безопасности, а если происходит авария, могут быть разрушены или пострадают жильцы дома. Согласование проводится через подачу заявления и документов на строение в организацию, отвечающую за газопровод. Здесь учитывают риски и выносят решение: допуски к строительству или отказ. Чтобы строительство точно согласовали, заручитесь поддержкой наших юристов.

Когда строительство не надо согласовывать

На практике все еще возникают проблемы: приказы об установлении приаэродромных территорий публикуются без какой-либо конкретики, а вся информация содержится в приложениях к приказам, которых нет в открытом доступе.

Приказы об установлении приаэродромной территории не содержат какой-либо конкретики. Информацию надо запрашивать в Росреестре

По некоторым аэродромам уже появились разъяснения, в каких случаях не надо согласовывать строительство дома. Например, в Пермском крае есть аэродром Большое Савино, в приаэродромной зоне которого запрещено только строительство свалок, ферм, скотобоен и других объектов, где бывает много птиц.

​​​​​​​ Образец (форма) паспорта обеспечения транспортной безопасности посадочной площадки

Образец формы паспорта обеспечения транспортной безопасности посадочной площадки, не подлежащей категорированию, устанавливается постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1603. Паспорт безопасности вертолетной посадочной площадки состоит из следующих основных разделов:

  • Раздел 1 содержит общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры;
  • Раздел 2 содержит сведения о посадочной площадке;
  • Раздел 3 содержит описание реализуемых мер по обеспечению требований транспортной безопасности посадочной площадки, направленных на исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1603;
  • Раздел 4 содержит сведения о лицах, назначенных субъектом транспортной инфраструктуры ответственными за обеспечение транспортной безопасности;
  • Приложения:
  1. ​​​​​​​ Результаты обследования и изучения реализуемых на посадочной площадке мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности;
  2. Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности посадочной площадки при привлечении копии договоров с привлеченными подразделениями транспортной безопасности (прикладываются к паспорту в течение 6 месяцев с даты его утверждения в случае привлечения подразделения транспортной безопасности для реализации соответствующих требований);
  3. Перечень штатных должностей работников (персонала) субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности посадочной площадки;
  4. Перечень штатных должностей работников (персонала) субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности посадочной площадки;
  5. Перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности посадочной площадки (за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти);
  6. Организационная структура (схема) управления силами обеспечения транспортной безопасности посадочной площадки;
  7. Согласованный с соответствующими подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органами внутренних дел порядок передачи подразделениям органам внутренних дел или органам федеральной службы безопасности физических лиц, нарушивших требования в области транспортной безопасности, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения;
  8. Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности посадочной площадки информации об изменении уровней безопасности посадочной площадки, угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства;
  9. Порядок доступа к сведениям, содержащимся в паспорте обеспечения транспортной безопасности в соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона «О транспортной безопасности»;
  10. Согласованные с соответствующими подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами внутренних дел и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта правила доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с порядком, определенным пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности» (прикладываются к паспорту в течение 6 месяцев с даты его утверждения);

Основные нормативно правовые акты (законы) регулирующие вопросы разработки и утверждения (согласования) паспорта безопасности посадочной площадки, в том числе постановление Правительства РФ от 05.10.2020 № 1603 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию» приведены в разделе сайта «Законодательство», подраздел «Транспортная безопасность объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ)».

Как и где получить согласование с Росавиацией

Как следует из материалов дела, Каспаровой Е.М. отказано в выдаче разрешения на строительство только ввиду того, что ею до получения разрешения на строительство был возведён фундамент.

До 2017 года к приаэродромной зоне относились земли в радиусе 30 км. Теперь же руководство каждого аэропорта гражданской и военной авиации должно самостоятельно разработать проект своей приаэродромной территории (ПАТ) и согласовать его с Росавиацией. В приаэродромной зоне выделяют 7 подзон, в которых установлены ограничения по использованию и застройке земельных участков:

  • в 1-ой и 2-ой зонах могут размещаться только объекты аэропорта;
  • в 3-й зоне действуют ограничения по высоте возводимого объекта, у каждого аэропорта свои параметры;
  • в 4-ой и 5-ой зонах запрещено строить объекты, угрожающие безопасному взлёту/посадке воздушных судов (ЛЭП, радиостанции и другие);
  • в 6-ой зоне нельзя размещать объекты, привлекающие колонии птиц, например, мусорные свалки и фермы;
  • в 7-ой зоне запрещается размещать объекты, эксплуатация которых требует ограничения уровня шума.

В законе указано, что участки земли при аэродромах определяются классом. Такая территория является служебно-технической зоной (СТЗ).

Поскольку возведённые дома могут создавать помехи при взлёте и посадке самолётов, а шум их, в свою очередь, может навредить здоровью людей, то строительство капитальных объектов в таких зонах носит ограничительный характер. Согласовать строительство необходимо, иначе объект признают самовольной постройкой.

Данный документ, который носит название: «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ», приаэродромной территорией считает местность определенных размеров, прилегающую к аэродрому, над которой самолеты и вертолеты маневрируют при взлетах и посадках.

На первом необходимо собрать пакет требующихся документов и подать заявку

Обратите внимание: заявление, которое подается вместе с планом, должно соответствовать определенной форме, в противном случае неминуемо вас ждет отказ

Информация Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 апреля 2020 г. “Минстрой России продлит на год все разрешения на строительство, срок действия которых истекает до 1 января 2021 года”

16 апреля 2020

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с приложением N 3 к постановлению правительства N 440 “О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году” информирует о существующих особенностях применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, на период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года.

1. Разрешения на строительство, срок действия которых истекает после дня вступления в силу постановления правительства, продлеваются на один год.

Вместе с тем, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство, уполномоченные на выдачу таких разрешений органы (федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” или Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”) продлевают срок действия такого разрешения на срок, указанный в заявлении.

“Мы настоятельно рекомендуем направлять все документы в электронном виде, используя для этого федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг”, а также аналогичные региональные порталы”, – акцентировал глава Минстроя России Владимир Якушев.

2. В отношении особенностей предоставления государственной услуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий на период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года:

– с пяти до шести лет продлевается срок действия квалификационных аттестатов, истекающих с 7 апреля 2020 года по 1 января 2021 года;

– с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года прием документов осуществляется исключительно в форме электронных документов с использованием ЕПГУ; – с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года выдача квалификационных аттестатов на бумажном носителе не осуществляется. Сведения о лицах, имеющих право на осуществление профессиональной деятельности по проведению государственной или негосударственной экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий включаются в реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий, размещенный на официальном сайте Минстроя России.

Напоминаем, что в соответствии с Административным регламентом Минстроя России, при подаче заявления через ЕПГУ копия трудовой книжки или иных документов, подтверждающих стаж работы по заявленному направлению деятельности, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью соответствующего лица.

Кроме того, по окончании нерабочих дней, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением COVID-19, проверка знаний в форме тестирования и в форме устного экзамена будет проводиться в установленном Положением об аттестации порядке, в соответствии с планом проведения аттестационных сессий. Эксперты, аттестация которых выпала на период нерабочих дней, будут дополнительно проинформированы о назначении новой даты.

Как согласовать строительство дома вблизи аэропортов в Москве?

Отметим также, что на каждом аэродроме существует перечень установленных и внесенных в кадастр недвижимости запретов. К примеру, речь может идти о животноводческих хозяйствах, скотобойнях, объектах для размещения отходов.

Порядок получения разрешения

Принятие решения о согласии либо отказе осуществляется с учетом предоставленных ответов. Заявитель получает ответ в письменной форме. Если на заявление получен отказ, Росавиация в обязательном порядке уведомит о причинах отказах, а решение будет аргументировано ссылками на существующие законы, результатами расчетов и заключениями экспертов.

Существует семь территориальных подзон, где имеются ограничения по возведению объектов недвижимости. Перечень территориальных подзон аэропорта, в которых имеются наложенные ограничения по строительству и использованию объектов недвижимости, утверждаются уполномоченным органом Правительства Российской Федерации.

Раньше при получении градостроительного плана на земельный участок могли наложить обременения в виде — приаэродромная зона какого-либо Аэропорта (Шереметьево, Внуково, Кубинка) и в этом случае обязательно нужно было получать согласование с Росавиацией. С мая месяца ситуация поменялась, теперь если участок находится в зоне подлета к аэропорту, то согласование с Росавиацией также требуется, если нет, то согласование не нужно. В градплане зоны подлета указываются.

Ограничения на строительство вблизи аэропортов

В мае 2022 года произошли изменения касающиеся получения разрешения на возведение объектов недвижимости в зоне приаэродромной территории. Теперь же согласно ст. 47 воздушного кодекса РФ, если участок не в зоне подлёта к аэропорту, то согласование не требуется.

Санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора – обязательный документ. Подать заявление на его получение можно через МФЦ. Владельцы участков ИЖС, расположенный в приаэродромной зоне Домодедово могут сделать это через сайт Госуслуг. К заявлению на получение документа нужно приложить экспертное заключение. Его выдают на основе результатов экспертизы о соответствии планируемого дома санитарным нормам.

Авиаторы просят отложить переоборудование посадочных площадок в поселках и деревнях

Письмо премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой отложить введение требований постановления № 1603 от 5 октября 2020 г. написали российские авиакомпании местной авиации Сибири и Дальнего Востока. С копией документа ознакомились «Ведомости».

Письмо подписано руководителями авиапредприятий «Сибирская легкая авиация», «Полярные авиалинии», «Хабаровские авиалинии», «Камчатское авиационное предприятие», «2-й Архангельский объединенный авиаотряд», а также представителями Ространснадзора и Росавиации по Восточной Сибири. В пресс-службе правительства на момент публикации не смогли подтвердить получение письма.

Постановление № 1603 было утверждено правительством в октябре 2020 г. Документ вводит новые требования по безопасности для малых посадочных площадок и вертодромов, не подлежащих категорированию – т. е. не сертифицированных в соответствии с нормами Международной организации гражданской авиации (ICAO). По оценке директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, в России сегодня действует более 2000 таких площадок и вертодромов, но не на все выполняются регулярные рейсы.

«Таких площадок в рабочем состоянии осталось очень мало, – не соглашается гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. – Большинство из них сконцентрировано в Западной Сибири, где работают нефтяники и оперируют Utair, «Ямал», «Газпром авиа». Частично площадки остались в Красноярском и Хабаровском крае». Эти посадочные площадки почти никак не оборудованы и авиавласти зачастую даже не знают об их существовании, отмечает Рыбак. «Это ничем не огороженная территория с утрамбованным грунтом, рядом стоит столб с ветроуказателем, бочка с керосином для заправки, и это всё», – рассказывает эксперт.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий