Почему может быть получен отказ в выдаче разрешения на строительство и как его оспорить?

Процесс обжалования

Независимо от поводов вынесения отрицательного решения, для оформления документа обжалования действий муниципальных органов необходимо предоставление официального отрицательного решения по заявлению застройщика. На изучение бумаг законом выделен 1 мес. – если процесс длится дольше, то эти действия тоже могут стать предметом подачи жалобы. Когда официально отрицательное решение не было предоставлено, или не отправлено почтой, заявитель вправе запросить предоставления отказа в письменном виде, или сообщить о данном обстоятельстве при обжаловании.

При направлении жалобы в суд надо отразить такие моменты:

  1. название суда;
  2. информация об истце и нарушителе права – специалисте либо ведомстве местной власти;
  3. сведения о направленном ходатайстве и наборе бумаг для предоставления разрешения на возведение дома – дату и входящий номер регистрации;
  4. данные бумаг, которые получили отказ в предоставлении одобрения возведения жилого здания;
  5. аргументы истца, доказывающие нелегальность отказа;
  6. прошение о признании отрицательного решения неправомерным и заставлении предоставить одобрение на возведение жилого недвижимого объекта;
  7. дата составления иска и собственноручная роспись.

Бремя доказывания своей невиновности возлагается на нарушителя – местные органы власти либо должностное лицо. Однако собрать доказательства своей правоты будет не лишним и истцу.

К ним можно отнести:

  • документальные источники прав на земельный участок – выписки из соответствующего реестра, дарственная, документ о вступлении в права наследования и проч.;
  • бумаги, доказывающие правомочие на предоставление участка под индивидуальное жилое строительство — документ о постановке в очередь лиц, которым требуется улучшить жилище, документ о статусе семьи с большим количеством детей и проч.;
  • список направленных на рассмотрение ответчику бумаг;
  • выписка из градостроительной схемы н/п;
  • письменное общение по заявлению на предоставление одобрения на возведение частного дома.

Если отказ получен при пролонгации, то надо доказать, что реальное возведение жилого строения уже идет. Свидетельствами могут стать техническая схема, оформленная кадастровым инженером, или документ об изучении недостроенного здания. При изучении дела судебная инстанция запросит у местных органов власти дубликаты бумаг, прежде направленных заявителем.

Обязательно станет рассматриваться:

  • законность правомочий застройщика на участок, где возводится здание (документ о праве собственности, договор аренды, пожизненного владения и т.п.),
  • целевое назначение и разновидность одобренной эксплуатации земли. Иногда дозволяется менять группу и целевое назначение участка, но это отдельный вопрос.

При решении в пользу истца, отказ станет неправомерным. Нарушитель, вынесший его, должен будет предоставить одобрение возведения здания на период, отраженный в постановлении суда. Дополнительные бумаги заявителю направлять не нужно. Контролировать исполнение решения суда станут судебные приставы.

Если обжалование производилось через государственный надзорный орган, то для аннулирования отказа будет оформлено представление прокурора. Подобный документ также должен быть исполнен. В противном случае нарушителя ждет административное наказание.

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

Список документации, требуемой для оформления разрешений

Правовые нормы, нашедшие свое отражение в ст. 51 Градостроительного кодекса, определяют круг требуемых документов, которые являются необходимыми для оформления разрешительной документации, необходимой для проведения будущего строительства. Такие документы должны быть направлены застройщиком в уполномоченные органы, к полномочиям которых отнесена выдача соответствующих разрешений. От застройщика потребуется заявление и:

  • правоустанавливающий документ, подтверждающий право на владение землей или ее передачу в пользование;
  • градостроительный план, относящийся к земельному участку;
  • материалы, которые отражены в проектах, среди которых:

— пояснительная записка;

— схема планируемой организации участка земли, находящаяся в соответствии с планом градостроения, содержащая сведения о месте размещения будущих объектов, относящихся к капитальному строительству, подъездных путей к ним и проходов, определяющая границы зоны действий публичного сервитута иных лиц, а также объектов, относящихся к археологическому наследию;

— схема планируемой организации участка, которая подтверждает расположение объекта линейного типа, относительно пределов красных линий, которые утверждены и применяются по отношению к таким объектам;

— схема архитектурных решений;

— сведения, содержащие информацию, касающуюся инженерного оборудования и обеспечения инженерно-технического характера, с определением точек «запитки» такого объекта;

— проект проведения работ, связанных с демонтажем или сносом иных объектов строительства, в том числе, в определенной части.

  • положительное заключение органов, проводящих государственную экспертизу документов проекта, а также заключение о проведении экологических экспертиз;
  • разрешительные сведения о возможности отклонения от установленных критериев возведения здания или проводимой реконструкции;
  • согласовательные документы, полученные от каждого из правообладателя на долю в объекте, при проведении реконструкции данного строительства.

Необоснованные причины для отказа в страховании автомобиля

Помимо законных причин есть и надуманные. Страховые компании могут идти на разные уловки, лишь бы не заключать договор с нежелательными для себя клиентами.

Незаконные причины отказа в заключении ОСАГО в 2023 году:

  1. Автомобиль старый. Однако в законе нет такого основания, зато у водителя имеется обязанность застраховать автогражданскую ответственность на используемый автомобиль.
  2. Водителю менее 23 лет и/или его стаж менее 3 лет. Для расчёта цены полиса ОСАГО предусмотрены различные коэффициенты возраста и стажа. Отказ в заключении договора неправомерный!
  3. Водитель часто попадает в ДТП. Еще одна притянутая за уши причина. Чем больше водитель попадает в аварии по своей вине, тем выше его КБМ, а значит дороже и стоимость «автогражданки». Отказ в продаже полиса – незаконный!
  4. У клиента нежелательный для страхования вид транспорта – мотоцикл, грузовик, такси, спецтехника и другие.
  5. Закончились бланки договоров ОСАГО. С одной стороны, их может действительно не оказаться в момент вашего обращения. Но, с другой стороны, страховщик обязан следить за тем, чтобы бланки всегда были в наличии. Если их не оказалось, можно позвонить в РСА и оставить жалобу.
  6. Для покупки ОСАГО нужно приобрести допуслуги. Некоторые страховые идут на ухищрения, предлагая клиентам купить ОСАГО в комплекте со страхованием жизни, здоровья или имущества, якобы без них полис не продаётся. Однако навязывание дополнительных услуг является нарушением п. 2 ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей» – за это организации грозит крупный штраф.
  7. Минимальный период страхования год, а не 3 месяца. Никто не запрещает вам купить «сезонную» страховку, если вы пользуетесь машиной несколько месяцев в году. Никаких ограничений по сроку действия полисов при их продаже в законе не предусмотрено.

Также могут быть уловки с целью подтолкнуть клиента обратиться в другую страховую компанию. Например, когда при оформлении е-ОСАГО на сайте СК пользователю не удаётся распознать капчу или ему на телефон приходит «хитрый» пароль с набором символов латиницы и кириллицы, который невозможно ввести правильно. Некоторые страховые просят привезти автомобиль на осмотр куда-нибудь в другой город или на окраину, за сотни километров. Могут растянуть срок осмотра ТС до 30 дней. Многие водители действительно не выдерживают и обращаются в другие компании.

Образец искового заявления о выдаче разрешения на строительство

В Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга

Свердловской области

Административный истец:

Административный ответчик:

Государственная пошлина: 900 рублей

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство

   Административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок.

   Согласно кадастровой выписке данный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что подпадает под зону – Ж1, то есть для индивидуального жилищного строительства.

   Административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. Рассмотрев данное заявление административным ответчиком было отказано в выдаче разрешения на строительство с указанием на то, что участок расположен на территории общего пользования.

   В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

   В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

   Как следует из кадастровой выписки спорный земельный участок относится к категории Земель населенных пунктов, основным видом разрешенного использования является ведение личного подсобного хозяйства. При этом, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории городского округа данный вид разрешенного использования относится к территориальной зоне Ж1 – зона индивидуальной и блокированной жилой застройки.

   Согласно статье 19 приведённых Правил Зона Ж-1 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов с размещением индивидуальных и блокированных жилых домов с неполным инженерным благоустройством и минимально разрешенным набором объектов повседневного обслуживания

   Анализ приведенных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что административными истцами требования градостроительного регламента для получения разрешения на строительство соблюдены, проектная документация разработана в полном объеме и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

   Приведенное административным ответчиком основание отказа в выдаче разрешения на строительство не подтверждается какими-либо материалами. Вышеуказанный земельный участок с разрешенным видом использования, позволяющим строительство индивидуального жилого дома. В установленном законом порядке вид разрешенного использования не изменен.

   При таких обстоятельствах, отказ в выдаче разрешения на строительство является неправомерным.

   Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

   На основании вышеизложенного, руководствуясь приведенными нормами,

ПРОШУ:

  • признать незаконным отказ Комитета по архитектуре и градостроительству городского округа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома
  • возложить на Комитет по архитектуре и градостроительству городского округа обязанность устранить допущенное нарушение прав административных истов в полном объеме путем обязания выдать разрешение на строительство.

Дата, подпись

Второй комментарий к статье 40 ГрК РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового механизма отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которыми представляются:
– определение в ч. 1 настоящей статьи права заинтересованного лица (правообладателя земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки) обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
– обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи порядка разрешения отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов;
– регламентация требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи права заинтересованного лица направить в комиссию заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
– установление в нормах ч. 4 рассматриваемой статьи правил обязательного обсуждения на публичных слушаниях вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ст. 39 настоящего Кодекса (с оплатой расходов, связанных с организацией и проведением публичных слушаний заинтересованным в предоставлении разрешения лицом);
– определение в ч. 5 настоящей статьи порядка подготовки комиссией рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в его предоставлении с указанием причин принятого решения на основании заключения о результатах публичных слушаний с направлением указанных рекомендаций главе местной администрации;
– обозначение в нормах ч. 6 комментируемой статьи порядка принятия главой местной администрации в течение семи дней решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения;
– регламентация требованиями ч. 7 рассматриваемой статьи права заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

2. Следует добавить, что в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О системное единство ст. ст. 39 и 40 комментируемого Кодекса создает необходимую нормативную правовую базу для реализации предписаний Конституции РФ об охране памятников истории и культуры, обеспечении культурных прав граждан и как таковые не могут нарушать конституционные права. По своему смыслу в системе действующего правового регулирования они обязывают правоприменителя, в том числе суды, находить в каждом конкретном случае – с учетом специфики того или иного культурно-исторического объекта и совокупности всех градостроительных факторов – разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и связанных с ними прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды и связанных с этим прав в духовно-культурной сфере – с другой. Иное расходилось бы с конституционными принципами гуманизма, верховенства права и ответственности за сохранение исторического и культурного наследия перед будущими поколениями.

Расходы на проведение консервации

В подтверждение затрат на консервацию застройщик представил:

  • заключенное с генподрядчиком соглашение к договору подряда (стороны договорились прекратить выполнение строительных работ, провести инвентаризацию объекта, оформить все документы по фактически выполненным работам, провести консервацию объекта в соответствии с локальной сметой);

  • акт выполненных работ по консервации.

Ответчик возражал: застройщику не выдавалось предписание о проведении консервации, расходы не подтверждены.

Судьи указали следующее. Пунктом 9 Правил проведения консервации (Постановление Правительства РФ от 30.09.2011 № 802) предусмотрено, что в состав работ по консервации объекта входят в том числе:

  • создание конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

  • монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

  • освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

  • приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

  • отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

  • принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

При этом застройщик в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта обязан уведомить об этом не только подрядчика, но и орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору (п. 10 Правил проведения консервации).

Согласно п. 13 этого документа заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до возобновления строительства застройщик обязан направить в названные органы уведомление о возобновлении строительства объекта.

Однако застройщик не подтвердил уведомление ответчика о консервации объекта строительства и о возобновлении строительства.

Кроме того, застройщик не представил:

  • акт инвентаризации;

  • локальную смету на выполнение работ по консервации.

Акт о приемке выполненных работ по консервации объекта не содержит расшифровки (видов) проведенных на объекте работ.

Выводы судей:

  • нарушена процедура проведения консервации объекта;

  • наличие обоснованных убытков, связанных с консервацией, не доказано ни по праву, ни по размеру.

Убытки, связанные с простоем башенного крана

В подтверждение периода простоя и его стоимости застройщик представил акты о возмещении подрядчику расходов, связанных с простоем башенного крана.

Отказ во взыскании с администрации этих убытков арбитры обосновали так. В соответствии с ГК РФ (работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами) и условиями договора в стоимость выполняемых работ уже включены все затраты, в том числе непредвиденные расходы, как, например, связанные с работой башенного крана. С учетом того, что все риски в работе, в том числе вызванные возможным простоем в работе, условиями договора, возложены на подрядчика, расходы, связанные с простоем башенного крана, даже если таковые были, не должны были выходить и не вышли за пределы общей стоимости работ по договору.

Документами, свидетельствующими о работе башенного крана на объекте, являются договор аренды крана, копия технического паспорта на него, документы о его установке, пуске в работу и постановке на учет в соответствии с п. 138 – 148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533). Однако эти документы застройщик не предъявил, то есть не доказаны монтаж и допуск к эксплуатации башенного крана как источника повышенной опасности.

Отказ в приёме документов

Причины отказа

В приеме заявления о выдаче паспорта, независимо от его типа, может быть отказано:

  • при несоблюдении требований к форме и содержанию заявления, а также в случае невозможности прочтения текста;
  • если отсутствует один или несколько документов, перечень которых установлен Административным регламентом;
  • при несоответствии представленных документов установленным требованиям;
  • в случае нарушения требований о личном обращении с заявлением;
  • в случае недействительности документа, удостоверяющего личность заявителя либо законного представителя несовершеннолетнего.

Не принимается к рассмотрению заявление о выдаче, поданное в электронной форме через портал госуслуг, если:

  • данные заявителя, указанные в заявлении, не соответствуют данным владельца сертификата ключа проверки электронной подписи;
  • не представлена фотография заявителя в электронной форме;
  • не соблюдены установленные требования, предъявляемые к фотографии гражданина;
  • срок действия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя или законного представителя несовершеннолетнего, истёк;
  • не заполнены все пункты заявления.

Таблица 1. Требования к документам для оформления загранпаспорта

ДокументТребования
ПаспортДолжен быть действительным, не содержать каких-либо не предусмотренных законодательством РФ штампов и печатей
Свидетельство о рожденииК заявлению должен быть представлен документ о гражданстве (штамп на свидетельстве или вкладыш, ранее выданный загранпаспорт)
ФотографииФотография должна соответствовать возрасту заявителя, изображение должно быть строго в анфас, с открытыми глазами и закрытым ртом, фон – белый
Военный билетДолжен быть представлен лицом призывного возраста (с 18 до 27 лет) либо находящимся в запасе
ЗаявлениеЗаполняется в соответствии с требованиями по заполнению, может быть заполнено от руки или на компьютере, без исправлений и опечаток
Справка о гражданствеПредставляется в случае недавнего получения гражданства

Что делать при отказе в приёме документов

В том случае, если сотрудник, осуществляющий приём документов, не принимает заявление и приложенные к нему документы, следует действовать в следующем порядке:

  1. В случае правомерности отказа (неверное заполнение заявления, отсутствие необходимого документа) уточнить время для устранения недостатков и записаться на повторный приём.
  2. В случае несогласия с причинами отказа, при предъявлении незаконных требований сотрудников по вопросам миграции, не предусмотренных нормативными актами, следует записаться на личный приём к руководителю территориального органа ГУВМ и подготовить письменную жалобу.

Порядок обжалования

Часть 14 статьи 51 ГрК РФ предусматривает оспаривание решений уполномоченных органов, содержащих отказ в оформлении разрешения, только в суде. За рассмотрение дела граждане вносят в бюджет 300 рублей, организации – 4500 рублей.

Иск направляется в районный суд по месту, где находится орган власти. Ход разбирательства регулируется нормами КАС РФ.

Заявление нужно подать до истечения 3 месяцев с момента получения отказа. Срок установлен в статье 219 КАС РФ. Если прошло больше времени, суд не должен принимать иск к рассмотрению. Срок можно восстановить в суде, если причины его пропуска уважительные.

В заявлении отражается следующая информация:

  • название суда, его адрес;
  • наименование организации-заявителя (или ФИО гражданина), адрес;
  • размер уплаченной госпошлины;
  • название документа;
  • указание, что заявитель направил муниципальному органу заявление на выдачу разрешения на строительство (с указанием даты) согласно требованиям статьи 51 ГрК РФ;
  • информация об отказе: дата принятия, номер, название государственного органа;
  • описание причин отказа;
  • утверждение, что истец считает решение незаконным (со ссылкой на нормативный акт);
  • утверждение, что отрицательное решение по заявлению нарушает права истца (нужно указать, статью нормативного акта, где утверждено право заявителя);
  • указание, что обжалование отказа в выдаче разрешение возможно только в суде согласно части 14 статьи 51 ГрК РФ;
  • ссылка на статью 51 ГрК РФ и статьи 218-220 КАС РФ;
  • требование признать отказ в выдаче разрешения незаконным;
  • обязать муниципальный орган оформить разрешение на строительство;
  • опись приложений;
  • дата составления иска, подпись, фамилия и инициалы.

Решение органа об отказе в выдаче разрешения должно нарушать права заявителя. Это обязательное условие для начала разбирательства по существу. Например, собственники ссылаются на статью 209 ГК РФ, где прописаны права владельца имущества. Так лицо, которому принадлежит участок земли, может использовать его как угодно, если это не нарушает нормы закона.

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • копия иска, чтобы ответчик мог ознакомиться с сутью требований;
  • платёжный документ об оплате госпошлины;
  • копия заявление, которые было направлено в местный орган власти;
  • подтверждение того, что заявление на согласование строительства было получено (например, почтовое уведомление о вручении корреспонденции);
  • копия ответа на заявление;
  • проект строительства и сопутствующая документация (план инженерных сетей, план сноса капитального строения и т. д.);
  • другие доказательства по делу (например, заключение эксперта).

Процесс занимает 2-3 заседания. В решении об отказе, оформленном государственным органом, есть ссылки на нормативные акты, которые будут нарушены в случае реализации этого проекта. Если заявитель может представить доказательства того, что он действовал в соответствии с требованиями закона или государственный орган не учёл чего-либо, то по иску выносят положительное решение. В других случаях отказ признаётся правомерным.

Если судья занимает сторону истца, то он обязывает муниципальный орган власти прекратить нарушение прав заявителя и оформить разрешение на строительство. Повторный запрос направлять не требуется. При неисполнении решения суда заинтересованное лицо может подать заявление в ФССП для принуждения должностных лиц к оформлению разрешения.

Что делать, если вам отказали в выдаче разрешения на строительство

Самое главное – постараться устранить замечания, которые вам указали в уведомлении об отказе, путем предоставления уполномоченному органу необходимых документов или изменения технико-экономических показателей объекта или индивидуального жилого дома и соблюдения нормативов строительства.

В приеме заявления и полного пакета документов в указанных инстанциях отказать вам не имеют права, законодательством данная возможность не предусмотрена. Однако, существует вероятность, что вместо разрешения на строительство вы в течение 10-дневного срока получите уведомление об отказе в выдаче последнего.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий