Бордюр из подручных материалов
А как сделать бордюр для дорожек своими руками, не затрачивая много средств? Если стоимость будущего ограждения имеет для вас важное значение, то проявив немного фантазии, его можно соорудить из того, что находится под руками. В ход может пойти все что угодно:
- старая черепица;
- стопки ненужных тарелок;
- остатки шифера;
- покрышки;
- стеклянные или пластиковые бутылки;
- пластинки;
- пластиковые трубы, порезанные на отрезки нужной длины;
- другие интересные вещи.
Лучше всего выбрать материал для будущего бордюра еще на этапе планирования. Ведь иногда поребрик проще установить вместе с дорожкой или до нее.
Зачем нужны бордюры
В разных источниках этот элемент именуют по-разному. Бордюр, бордюрный или бортовой камень, поребрик — все это разные наименования одного и того же функционала. Проще говоря, это элемент дорожного покрытия, который помещается на границе пешеходной и садово-парковой зоны или проезжей части.
Как уже было сказано, кроме чисто декоративной функции, бордюры для дорожек имеют и практическое назначение.
- Во-первых, он отделяет дорожное полотно от других участков. В саду это клумба или газон, на улице – дорожное полотно.
- Во-вторых, бордюры для садовых дорожек обеспечивают эстетическую составляющую. Красивыми поребриками оформляют клумбы, пруды и другие элементы.
- В-третьих, бортовой камень является своеобразным ограничителем для покрытия дорожки. Стационарно установленные элементы не дают «телу» дорожки расползаться под нагрузкой. Особенно хорошо это заметно в случае дорожек, выложенных плиткой, брусчаткой или кирпичом.
Несмотря на кажущуюся незначительность, этот элемент довольно важен. Именно поэтому к выбору и установке бордюра нужно подходить со всей ответственностью. Качественный и правильно установленный поребрик не только украсит садовую дорожку, но и обеспечит долговечность ее использования.
Есть ли ГОСТ на высоту дорожных бордюров?
Для того, чтобы урегулировать вопрос о высоте дорожных бордюров, вам нужно обратить внимание на два документа. ГОСТ 52289-2004 является действующим документом и поможет вам разобраться в правильном устройстве дорожных ограждений, в том числе и бордюров
Обратите особое внимание на пункт 8 и прилегающие к нему таблицы. Называется данный ГОСТ » Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Следующий документ — ГОСТ Р 53767-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров». Здесь в пунктах 4.2.4. и 4.2.5. ясно говорится, что высота бордюра в любой его точке не должна превышать десять сантиметров. Измерять высоту бордюра нужно специальной измерительной линейкой, согласно ГОСТу 427, либо специальным уровнем по ГОСТу 9392. Для этого лучше всего пригласить специалистов.
Вообще, верх бордюра чисто визуально выглядит как край тротуара. Если видны отклонения невооруженным глазом, значит, без сомнения, были нарушены правила устройства.
Металлический бордюр
Металлические бордюры одни из самых долговечных и прочных. Их делают из меди, алюминия или нержавейки и наносят полимерное покрытие, защищающее от коррозии. Металлические изделия выпускают в виде лент или декоративных решеток, прутьев. Края их нередко закругляют.
Укладка металлической ленты-бордюраИсточник acodrain.com.ua
Ленты практически незаметны на участке: они должны выступать из земли не более чем на 2 см, а углубляться минимум на 10 см. Следовательно, общая высота бордюра должна быть не менее 12 см.
Декоративные решетки используют в том случае, если хотят оформить участок в едином стиле, например, чтобы элементы декорирования забора и бордюра для садовой дорожки перекликались. Высоту выступа каждый хозяин определяет самостоятельно.
Преимущества и недостатки
Металлические изделия популярны потому, что:
- обладают высокой прочностью;
- служат десятки лет;
- хорошо переносят температурные перепады, устойчивы к сильному нагреванию;
- хорошо держат форму дорожек;
- идеально изолируют тропинки от прорастания травы;
- оптимальны для насыпных дорожек, например, из щебня;
- легко устанавливаются;
- могут применяться для извилистых тропинок.
Из минусов можно отметить только высокую цену ограждений, а также то, что металл может вступать в реакции с некоторыми химикатами.
Монтаж
Установка металлических бордюров не требует специальных навыков. Ленту просто погружают в землю на нужную глубину. Можно постукивать по ней молоточком или киянкой. Копать траншеи для ленты не придется. Другой вариант – закрепление с помощью специальных колышков.
Инструкция по установке
Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку
Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик
То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.
Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой
Порядок работ
Итак, вот какой порядок установки бордюра:
- Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
- Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
- Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.
Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками
Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.
Особенности и тонкости
Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.
Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать
Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.
Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.
Высота бордюра по ГОСТу является одним из немаловажных факторов в конструкции дорожных и тротуарных покрытий. Установка бордюров производится для укрепления самой дороги, для разделения пешеходных зон и прежде всего для визуального определения проезжей части лицами, которые управляют транспортными средствами.
Строительством, реконструкцией и соблюдением норм возведения занимаются дорожные службы, которые относятся к Администрации населенного пункта, в котором были произведены данные работы. На основании многочисленных жалоб и обращений приняты соответствующие изменения в законодательстве РФ.
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать,
Какие бывают садовые бордюры?
Основной признак, по которому выделяют различные виды садового декоративного бордюра — это материал исполнения. Модификаций на рынке присутствует очень много:
- пластиковый садовый бордюр;
- кирпичный;
- из натурального камня;
- из дерева;
- металлический.
Дополнительными критериями классификации служат:
- Стилевое оформление — здесь имеет значение не только фактура материала, но и оттенок, форма всех элементов одного звена.
- Размеры — есть типовые виды бордюров, которые характерны для кирпичных, пластиковых композиций. При изготовлении бордюра для клумбы или грядки своими руками, размеры можно подбирать индивидуально.
Советы по использованию декоративного гравия
Мелкий гравий, насыпанный вокруг растений и цветов, помогает удерживать влагу в почве, что очень актуально в жаркие летние дни. В этой статье мы приведем несколько полезных советов по использованию декоративного гравия.
Работа с этим материалом не требует особого мастерства, к тому же декоративный гравий — недорогой материал. Поверьте, большой газон без единого оригинального штриха не станет украшением вашего сада. Не повторяйте типичных ошибок и не ограничивайтесь равномерным посыпанием мелкого гравия вокруг бассейна или озерца.
Декоративный гравий может быть самых разных цветов: золотого, белого, черного, красного, кремового, коричневого, пурпурного, зеленого, всех оттенков серого.
Цветной гравий можно комбинировать с более крупными объектами, так сад будет выглядеть органичнее. С помощью декоративного гравия можно украсить не только озеро или бассейн, можете посыпать его вокруг растений и цветов.
Если вы решите сделать дорожки из гравия, рассчитывайте, что на каждые 5 метров такой тропинки (шириной около метра и высотой около 100 мм) вам понадобится приблизительно тонна гравия. Такой прием поможет визуально выделить ваши клумбы.
У вас может возникнуть соблазн организовать прямую длинную дорожку из гравия, проходящую через весь сад. Но результат будет намного лучше, если разделить площадь сада с помощью небольших извилистых тропинок, посыпанных цветным гравием. Варьируйте количество материала на разных участках, чтобы добиться небольших перепадов высоты и ширины дорожек из гравия.
Можно использовать как мелкий гравий диаметром всего 8 мм, так и очень крупный, диаметром 75 мм. Тут есть, где разгуляться фантазии и поэкспериментировать с фракцией и цветом, сделать узор. Прилагая некоторые усилия и украшая сад декоративным гравием, вы работаете на перспективу. Для засыпания дорожек понадобится немалое количество материала, но при минимуме планирования и раздумий можно добиться, чтобы ваш скучный газон стал оригинальнее.
Декоративный гравий желательно комбинировать с крупными камнями. Дорожку из гравия можно засыпать однородным материалом, а можно скомбинировать различные цвета, текстуры и сделать своеобразную мозаику. Еще одно преимущество гравия заключается в том, что он защищает почву от эрозии и препятствует росту сорняков.
Чтобы гравий выглядел еще интереснее, экспериментируйте не только с различными цветами и размером. По возможности комбинируйте его с галькой и песком, также отлично подойдут камни и валуны.
Некоторые садоводы используют несколько видов гравия, и подбирают для оформления каждой клумбы материал такого цвета, чтобы он контрастировал с растениями. Заметим, что это выглядит не очень натурально. Дорожки из гравия не требуют особого ухода, но данный материал можно использовать не только для них: с его помощью можно также украсить водопад.
Цветной гравий — неприхотливый и очень красивый материал, самое важное при работе с ним- не ограничивать свою фантазию!
Технология укладки бортового камня
Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:
- прямого рядового,
- с уширением,
- лотком,
- криволинейного,
- въездного.
Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.
Виды бортовых камней
Технология укладки бордюра определяется типом изделия.
По функциональному назначению различают:
Дорожные бортовые камни.
Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.
Тротуарные изделия.
Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.
Декоративные.
Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.
Необходимые инструменты и материалы
Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:
- строительный уровень,
- рулетка,
- штыковая лопата,
- инструмент для трамбовки,
- колья и шнур для разметки,
- резиновый молоток,
- лом,
- углошлифовальная машинка («болгарка»).
Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.
Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:
- Цемент.
- Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
- Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
- Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
- Вода.
Этапы работ
Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.
Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:
- Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
- Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
- Устройство подготовительного слоя.
Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:
- Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
- Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
- Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.
Этапы монтажа бордюрных камней:
- Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
- Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
- Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
- Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.
Виды бордюров по стандарту
Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.
Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу
По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.
Стандартные виды бордюрных камней
Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:
- Прямые: БР — рядовые;
- БУ — с уширением;
- БУП — с прерывистым уширением;
- БЛ — с лотком; Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
Въездные — БВ;
БК — криволинейные;
Камень-аппарель.
По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.
Условные обозначения
При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.
Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91
Пример маркировки и ее расшифровка:
- БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
- БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).
Размеры бордюров по ГОСТу
Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.
Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь
Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части
Обычно это подошва
Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.
Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.
Вес бордюрного камня
Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.
Вес бордюра зависит от его размеров
Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.
Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.
Бордюрный камень — изготовление своими руками
Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.
Материалы и инструменты
Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:
- емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
- шуфель;
- оцинкованное 12-ти литровое ведро;
- мастерок;
- глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
- шуруповерт.
Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:
- гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
- песок;
- цемент марки М400-М500;
- ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
- вода;
- саморезы;
- пластиковый уголок.
Изготовление формы для заливки — бордюрный камень
Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:
- Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
- Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
- Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.
Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня
Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами
Изготовление бордюров
Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:
- Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
- Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
- Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
- Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
- Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.
Монтаж пластиковых бордюров
Бордюры всех типов устанавливаются по схожей схеме:
- Вдоль тропинки намечается линия, вдоль которой будет идти ограждение.
- Натягивается шнур: он позволит отслеживать насколько ровно по высоте расположены все элементы.
- Вдоль тропинки выкапывают узкую канавку глубиной 8-10 см.
- Пока длятся подготовительные работы по разметке участка можно погреть бордюр на солнце: он станет мягче и пластичнее, если это лента, то ее будет легче резать в размер.
- Ограждение аккуратно вставляют в канавку и фиксируют с помощью якорей, входящих в комплект, сверяют ровность установки по шнуру.
- Если используется секционный бордюр, то все элементы обязательно скрепляются между собой замковым соединением.
- Землю засыпают обратно в канавку и тщательно утрамбовывают, следя за тем, чтобы заборчик не отклонялся от вертикали.
Пластиковые бордюры хорошо подходят для земляных, песчаных и посыпанных опилками дорожек, т. к. не дают разрастаться траве и помогают тропинке удерживать форму.
Гравий и его разновидности
Как правило, гравий принято подразделять на три вида.
1 — галька, 2 — щебень, 3 — гранитный щебень, 4 — гравий, 5 — мелкий галечник, 6 — крупный галечник
В частности, это:
- Галечник, состоящий из камушков небольших размеров с закругленными краями. Форма их такова из-за долгих лет воздействия на них морской, либо речной водной среды. Из такого материала дорожки высотой более 7 см делать не стоит, поскольку ввиду своих округлых форм камушки не в состоянии сцепляться друг с другом, а потому дорожка будет разъезжаться вширь, теряя свои первоначальные очертания. Ходить по дорожке, фракции которой непрестанно двигаются под ногами, может быть утомительно.
- Щебенка, или щебень, который некоторые умельцы любят относить к гравию, что, конечно же, делать не стоит. Щебень сам по себе является отдельным видом стройматериалов. Но поскольку некоторые предпочитают все же оставаться при своем, поговорим о нем как о некоей отдаленной гравийной разновидности. Его фракции весьма разнообразны и угловаты по своему строению, что обеспечивает им отличное сцепление меж собой. Такая дорожка превосходно будет сохранять форму и при 20-сантиметровом слое.
- Сланец, фракции которого, чаще всего, в природе слишком велики. Ввиду этого его дробят на специальных машинах, и продают уже измельченным. Из такой породы получаются самые крепкие дорожки, но босиком по ним не побегаешь, равно как и в обуви со слишком узкой подошвой, поскольку у фракций бывают чрезвычайно острые края, могущие поранить ноги, или изрезать мягкую обувь. Поскольку сам по себе данный материал слишком дорог, дорожка не делается из него полностью. Обычно им декорируют вставки или отделывают клумбы. А поскольку разновидностей и оттенков сланца в природе великое множество, можно создать с его помощью дорожки поистине восхитительного вида.
Сланец для дорожек в саду
Размеры и вес
На территории Российской Федерации действует ГОСТ, который регламентирует такие показатели и габариты бордюрных камней, как высота, ширина, длина и вес. Так, например, на строительном рынке вы сможете найти строительные блоки таких габаритов: 1000х300х150, 1000х200х40, 500х200х80, 1000х200х80 и т. д. При этом каждый из размеров весит по-разному. По размеру и весу разделяют несколько категорий бордюрных камней:
- БР (рядовой);
- БУ (рядовой уширенный);
- БУП (рядовой уширенный прерывистый);
- БЛ (прямой с лотком);
- БВ (въездной);
- БК (радиальный, радиус кривизны 5-15 м).
Рассмотрим самые популярные размеры строительных бордюрных блоков:
- 1000х200х80 с весом в 40 килограммов (чаще всего используется для обустройства газонов и садов);
- 500х200х30 с весом в 6,65 килограммов (достаточно тонкий строительный блок);
- 500x200x70 с весом в 15 килограммов (основной способ изготовления – вибролитье);
- 500х200х80 с весом в 18 килограммов (с помощью данной разновидности обустраиваются пешеходные зоны);
- 500х200х60 с весом в 16 килограммов (используется в парках).
Виды бордюров по стандарту
Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.
Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу
По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.
Стандартные виды бордюрных камней
Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:
- Прямые: БР — рядовые;
- БУ — с уширением;
- БУП — с прерывистым уширением;
- БЛ — с лотком; Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
Въездные — БВ;
БК — криволинейные;
Камень-аппарель.
По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.
Условные обозначения
При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.
Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91
Пример маркировки и ее расшифровка:
- БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
- БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).
Размеры бордюров по ГОСТу
Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.
Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь
Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты
Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.
Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.
Вес бордюрного камня
Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.
Вес бордюра зависит от его размеров
Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.
Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.